27 сентября 1990 г. был принят закон об изменении Конституции: президент теперь избирался путём всеобщих выборов сроком на 5 лет (меньше на год, чем раньше) и не более чем на 2 срока подряд.[83] Выборы были назначены на 25 ноября (1 тур) и 9 декабря (2 тур) 1990 г. Первый тур принёс сенсацию: второе место занял малоизвестный бизнесмен из Канады С. Тыминьский (около 24%), который опередил премьера Мазовецкого (18,1%). Лидировал, естественно, Валенса (40%). И всё же второе место Тыминьского говорило о многом. Тем более что за Валенсу проголосовали лишь 6,5 млн. из 27,5 млн. имеющих право голоса.[84] Это был не только ответ поляков на снижение жизненного уровня, но и боязнь безработицы и прочих тягот переходного периода. Тыминьский был своеобразным воплощение грёз об успехе человека из толпы — «одного из нас». Помимо этого, поддержка Тыминьского показала, что в Польше имеется достаточно большой слой населения, который не верит ни «Солидарности», ни Валенсе, ни церкви. Не только начатые реформы давали знать о себе, но и настроения раскола в «Солидарности». Перед вторым туром сторонники Мазовецкого и сторонники Валенсы, позабыв про внутренние распри, объединились и поддержали лидера «Солидарности». В результате, Валенса получил 74,3% голосов и стал седьмым президентом в истории Польши (см. Приложение 1), а Тыминьский остался на уровне 25% (25,7%).[85]
22 декабря 1990 г. состоялась инаугурация. Валенса принял символы власти из рук Р. Качаровского – эмигрантского президента довоенной республики (после поражения Польши в 1939 г. в Англии были созданы эмигрантские высшие органы власти страны, которые сохранились и после войны).[86] Таким образом подчёркивалась нелегитимность власти, существовавшей в Польше с 1944 г. Более того, в своей инаугурационной речи Валенса провозгласил создание третьей Речи Посполитой, которая объявлялась преемницей второй (1569-1795 гг. - первая Речь Посполитая, 1918-1944 гг. – вторая Речь Посполитая).[87]
Судьба парламента, избранного на основе соглашений «круглого стола», была предрешена (выборы в него состоятся осенью 1991 г.). Ближайшими же итогами президентских выборов стала смена правительства. Ещё после первого тура кабинет Мазовецкого ушёл в отставку (3-е место слишком явно говорило о «поддержке» населения). После выборов было сформировано новое правительство – правительство либералов (см. Приложение 1). Премьер-министром стал Я.К. Белецкий (из Либерально-демократического конгресса (ЛДК), вошедшего в СЦС перед президентскими выборами для поддержания Валенсы).[88] Фактически, правительство было сформировано из сторонников Валенсы. Единой «Солидарности» как таковой уже не существовало.
Итак, через полтора года после подписания соглашений «круглого стола», они потеряли всякий смысл. Собственно говоря, уже парламентские выборы 1989 г. расставили всё по своим местам. Сокрушительное поражение, которое потерпела ПОРП, отбросило её на обочину политической жизни. В итоге партия, бывшая основой прежней системы, прекратила своё существование, а её наследница – СДРП – не являлась серьёзной политической силой. Руководство взяла на себя политическая элита «Солидарности», на базе которой и было сформировано правительство. Это было первое нарушение соглашений. Вскоре стало очевидно, что такие институты, как парламент и президент, сформированные на основе соглашений «круглого стола», быстро теряют свою представительность. В. Ярузельский, проявив политическую мудрость, ушёл в отставку. Очевидно, что и дни договорного парламента были сочтены. Происходил очень мягкий переход от одной системы к другой: одновременно действовали жизнеспособные институты старой системы, проходя через неизбежную модернизацию, и новые ещё не апробированные институты создающейся системы, которым ещё также предстояло пройти свою адаптацию. Фактически, на практике образовывалась система управления, вступавшая в противоречие с положениями «апрельской поправки» и бывшая значительно ближе к польской традиции до Второй мировой войны. Тем не менее, черты новой системы ещё лишь просматривались. Впереди были споры о полномочиях между президентом и правительством, о президентской или парламентской системе правления. В процессе становления находилась и партийная система. Огромное количество партий, появившихся буквально за год, и не претендовало на роль связующего звена между гражданским обществом и государством, т.к. они не отражали интересов конкретных групп избирателей. Более того, на политической сцене доминировали личные амбиции и интриги. Так, раскол в «Солидарности» был тесно связан с персональным выбором: Лех Валенса или Т. Мазовецкий. Другой пример – образование на базе ПОРП двух социал-демократических партий, т.е. в разных политических группировках оказывались люди с одинаковыми идейными взглядами. Вообще ситуация в Польше являлась, пожалуй, наиболее яркой иллюстрацией проявления одной из закономерностей политических трансформаций: при незавершённости формирования устойчивой многопартийной системы общество в большей степени полагается на авторитет популярной и сильной личности, чем на авторитет партии.
В общественном сознании эйфория по поводу победы над коммунистическим режимом ещё только начала угасать, не было ещё чёткого различия между демократией в теории и демократией на практике. Но первые разочарования уже имели место, что нашло своё отражение в ходе президентских выборов. Поскольку утопическое мышление масс не исчезло полностью, постольку значительная часть избирателей была нацелена на поиск альтернативы, которая бы поддержала утопические цели и, в то же время, не была бы связана ни с прежней системой (это ещё слишком рано), ни с контрэлитой («Солидарностью»). Этим можно объяснить успех Тыминьского на первых всеобщих президентских выборах. Все вышеназванные тенденции найдут своё развитие и в предстоящих парламентских выборах 1991 г.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.