ПЛАН:
1. Общий обзор условий развития философии в России в XVIII веке.
2. Живой опыт Церкви – жизнь и учение свт. Тихона Задонского «Об истинном христианстве».
3. Святитель Тихон о вере, как средстве восприятия божественных истин.
4. Истинная работа Богу – живая вера и непрестанный подвиг христианина.
5. Святоотеческая традиция – новый путь в русской религиозной философии.
Начало XVIII века было ознаменовано секуляризацией жизни русского общества. За антиканоническими преобразованиями Петра I последовали «разборы» и казни времен Анны Иоановны, секуляризационные указы Екатерины II. Власти притесняли Церковь, примеряя на нее государственное ярмо. Кризис русской Церкви, вызванный расколом, совпал с эпохой активного взаимодействия России с западной культурой. Под влиянием Запада возникает самостоятельная светская культура, не имеющая связи с церковным сознанием. Прот. Георгий Флоровский дает негативную оценку этому процессу, особенно в сфере религиозной жизни. По его мысли вся эпоха XVII – XVIII вв. - это наступление Запада и латинства на русское православие, итогом которого стал феномен киевской учености, связанный, прежде всего с возникновением Киево-Могилянской духовной академии и деятельностью Петра Могилы. «С культурно-исторической точки зрения, - пишет Флоровский, - киевская ученость есть несомненно значительное событие, не только явление. Это первая и открытая встреча с Западом. Можно было бы сказать свободная встреча, - если бы она не окончилась не только пленом, но именно сдачею в плен. И поэтому эта встреча не могла быть творчески использована. Сложилась школьная традиция, возникла школа, но не создалось духовного и творческого движения. Сложилась подражательная и провинциальная схоластика, именно «школьное богословие»… Это обозначило некую новую ступень религиозно – культурного сознания. Но в тоже время богословие было сорвано с живых его корней. Возникло болезненное и опасное раздвоение между опытом и мыслью. Создаётся некое новое «двоеверие», во всяком случае: двоедушие» [1, с.56, 101].
XVIII век - «век Просвещения». Анализируя историю русской богословской и философской мысли, Флоровский отмечает, что «под именем науки разумелась обычно ученость, «эрудиция». Школьная богословская эрудиция русских латинских школ XVIII века изнутри церковной жизни и быта воспринимается как нечто внешнее и ненужное…» [1, с. 101, 102]. Это было время господства латино-протестантской схоластики, когда вместо «веры» предпочитали говорить об «умонаклонении к добру» [1, с.111]. Наука применялась против суеверий, под которыми нередко понималось именно вера и всякое благочестие. В борьбе с суевериями пышным цветом расцветает вольнодумство [1, с.102]. Причиной пленения западной схоластическою мыслью, по мнению Флоровского, явился недостатку истинного просвещения в духе святоотеческой традиции.
Происходит перелом в общерусском церковном сознании. Церковное сознание отрывается от мечты о священной миссии государства, уходит в более напряженное искание чисто церковной правды, освобождается от соблазнов церковно-политической идеологии, ищет «чистоты» церковной мысли.
Религиозная мысль становится философичной, - в богословское образование философия входит в очень большом объёме, заявляет о себе свободная христианская философия. Происходит, с одной стороны, секуляризация внутреннего сознания, идущая без разрыва с Церковью. С другой стороны, под влиянием Запада рождается светская культура, открывающая простор для «мирских» интересов и развлечений, и совершенно независимая от церковного сознания, иногда даже в противоставление себя Церкви [3, с.55-57]. Т.е., произошло разрушение прежнего единства культуры и развитие творческой мысли в церковном сознании и вне его пошло не по единому направлению.
Русское общество, в результате секуляризации подвергшись разнообразным противорелигиозным влияниям с Запада и в новых ультурных условиях, было совершенно беспомощным против их влияния вследствие утраты былой духовной почвы. Протестантское влияние от наезжих немцев повлекло пренебрежительное отношение к благочестивой прежней жизни – непочитание св.икон, пренебрежение постами, обрядами, насмешками над духовенством, и т.д. Французское вольнодумство, проповедавшее полную безрелигиозность и сенсуализм, повлекло пренебрежение к русскому языку. По своему недомыслию, русское так называемое образованное общество допускало задорное кощунничание, дерзкие выходки касательно бытия Божия, бессмертия души, святыни нравственных предписаний религии и т. д. [2, с.408 - 411]. «Потеряв своего Бога, заурядный русский вольтерианец не просто уходил из Его храма, как человек ставший в нем лишним, но, подобно взбунтовавшемуся дворовому, норовил перед уходом набуянить, все перебить, исковеркать, перепачкать». [3, с.87]
Радикальная «государственная секуляризация» жизни, по мнению Флоровского, лишила Церковь и саму православную веру центрального положения в жизни народа, и этим подорвало основы культурного развития. «У Церкви не остаётся и не оставляется самостоятельного и независимого круга дел, пишет Флоровский, - ибо государство все дела считает своими….Государство берет на себя ея собственные задачи. Берет на себя безраздельную заботу о религиозном и духовном благополучии народа. Церкви отводится в системе народно–государственной жизни своё место, но только в меру и по мотиву государственной полезности и нужды. Не столько ценится и учитывается истина, сколько годность, - пригодность для политико-технических задач и целей …За Церковью не оставляется и не признаётся право творческой инициативы даже в духовных делах» [1, с.84]. Кризис русской духовной жизни, который обнаружился в расколе, со всею силою был усугублен например тем, что полемизируя со старообрядчеством относительно обрядовой формы, государственная власть для выявления отделившихся от церковного общения, вмешиваясь в духовные дела, заставляла Церковь совершать антиканонические действия - требование формального участия в таинствах. «В результате государственного вмешательства, - писал Флоровский, религиозное сознание в 18 веке часто съеживалось, сжималось, укрывалось в молчание, в отмалчивание и замалчивание вопросов для самого себя… Утрачивался единый общий язык, терялась та симпатическая связь, без которой взаимное понимание невозможно» [1, с.124].
Таким образом, необходимость углубления духовной культуры - поиск истинного христианства, определялась, во-первых, кризисом уставного благочестия; во-вторых, реакцией на него государства, в–третьих, богословским формализмом эпохи, разрывом между богословской «ученостью» и церковным опытом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.