Среди подвижников XVIII века выдающееся место занимает святой Тихон, епископ Воронежский. Прот. Георгий Флоровский писал, что богословские труды святителя Тихона - это «апостольский отклик на безумие вольнодумного века» [1, с.124]. Склонный к отшельничеству и созерцательной монашеской жизни, святитель Тихон, находясь в монастырском затворе, не был равнодушен к окружающему миру и оставался пастырем и учителем. Он откликнулся не только на современное ему вольтерьянство, но и на долговременный кризис русской души, обозначившийся в расколе.
Прот. Георгий Флоровский характеризовал раскол, как вспышку «социально-политического неприятия и противодействия. (…) Мечта раскола была о здешнем граде, о граде земном, - теократическая утопия, теократический хилиазм. И хотелось верить, что мечта уже сбылась, и «Царствие» осуществилось под видом Московского государства. Пусть на Востоке четыре патриарха. Но ведь только в Москве единый и единственный православный Царь… И это ожидание было теперь обмануто и разбито… «Отступление» Никона не так встревожило «староверов», как отступление Царя. Ибо именно это отступление Царя в их понимании и придавало всему столкновению последнюю апокалиптическую безнадежность» [1, с.56]. Святитель сознательно задается решением вопроса: как в создавшихся условиях обрести и сохранить дух истинного христианства [4, с.26].
Жизнь святителя Тихона – это подвиг во имя спасения, подвиг стяжания в душе Царствия Божия. Святитель видел путь ко спасению не в догматических размышлениях или в использовании каких-либо приемов созерцания, не в обрядности или в необычных подвигах аскетизма, но в богомыслии, молитве, любви, милосердии, в Евангелии. Этим путем он шел сам и других вёл за собой. Являясь проповедником и живым носителем царства Христова, святитель Тихон звал к свету и обновлению всех, кто желал идти по стопам Спасителя. Он также старался усвоить и осуществить в своей жизни высочайшие духовно-нравсТвенные образцы, представленные Священным Писанием, святоотеческими и подвижническими творениями, и, воспитав своего внутреннего человека на этих образцах, предлагал их затем в назидание всем ищущим спасения.
«Как никто другой, - пишет священник Павел Хондзинский, он видел и чувствовал, как в пустыне объязычевшегося русского мира рассеяны истинные христиане. И истинно как глас вопиющего в пустыне звучит его «Спасайся!» [4, с.46]. Исходя из реальностей первохристианской жизни свт. Тихон дает свои практические советы: «Что не противное закону Божию приказуют, слушай и исполняй: в противном случае не слушай… Тако поступали и святые мученики…» [4, с.46].
По мнению прот. Георгия Флоровского труд свт. Тихона «Об истинном христианстве» - представляет «первый опыт живого богословия, опытного богословия, - в отличии и в противовес школьной эрудиции, без подлинного опыта» [1, с.125].
Свой труд свт. Тихон посвятил наставлению в христианской жизни. Истинность христианства, по мысли святителя, состоит, прежде всего, в нравственном и духовном возрождении, без которого правые истины вероучения ничего не стоят. Объектом полемики являются не ложные истины, а ложные христиане. «Знание правых догматов имеется в разуме, которое часто бывает бесплодно, надменно и возносливо. Откуду бывает, что многие, имеющие знамение догматов, суть беззаконного жития; многие и проповедуют веру, поучают, наставляют других и показуют путь к спасению, но сами не идут по тому пути, но подобно столпов, на пути поставленных, (…) сами неподвижно стоят. Почему знание сие и исповедание, и учение им самим ничего не пользует» [6, с.20].
Святитель Тихон заключает, что для того, чтобы истины веры были действенны и воспринимаемы умом, они должны, прежде всего, запечатлеться в сердце человека, вызвать потребность жить во Христе и со Христом. Он предупреждает, что «без сердечной веры устное исповедание не иное что, как лицемерие». [6, с.21]
Вера является началом и двигателем духовной жизни. Сравнивая веру с корнем растения свт. Тихон пишет: «От корня древо начинает и растёт: от веры христианин начинает и растет; без веры не может быть христианин, якоже без корня не может быть древо. Чем больше корень у древа растёт, тем больше древо бывает: тако, чем больше вера растет, тем более успевает верный. Что у древа ветви, листвие и плоды, то и у верного человека дела, слова и помышления. Древо тем более кверху возвышается, чем более растёт: тако и верный, чем более в плодах и в вере возрастает, тем более к небесным и вечным стремиться и восхищается. Древо чем больше плодами обременяется, тем более ветви его книзу ниспускаются: тако верный, чем множайшими плодами веры украшается, тем более смиряется» [6, с.23, 24]. Богомудрый святитель показывает, что по законам духовной жизни добрые дела раскрывают и укрепляют веру, соделывая её более совершенной.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.