Своё учение об истинном христианстве свт. Тихон утверждает, прежде всего, на основании Священного Писания. Слово Божие должно почитать, любить, слушать или читать, чтобы познать волю Божию и так обрести вечное спасение. «Знамение есть гнева Божия, когда в каком месте слово Божие не проповедуется» [5, с.10].
Слово Божие содержащее в священных книгах Ветхого и Нового Завета разделяется на две части - Закон и Евангелие. Ветхий Завет содержит Закон Божий и даёт представление о суде. Евангелие - весть о прощении и оправдании грешников. Поэтому, все, что говорится в Ветхом Завете о примирении с Богом, относится к Евангелию – «В Ветхом Завете Евангелие святое проповедуется» [6, с.5]. Вся суть Евангелия заключается в словах Христа: «Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всякий веруяй в Он, не погибнет, но имать живот вечный» (Ин. 3:16).
Плод, приносимый чтением и слышанием Евангелия - вера. «Как христианин от веры, так вера от Евангелия начинается. Без Евангелия
бо не может быть вера».[6, с.6] Чтобы обрести её, сначала надо познать из закона «немощь свою, гнев Божий, клятву, суд и осуждение»[6, с.6] и страхом грозящих мук отвратиться от греха.
Согласно Божественному Откровению, святитель Тихон учит, что «вера от Духа Святаго зачинается. (…) это дар Духа Святаго (…) это Божественное семя от которого рождаются христиане» [6, с.6, 13].
Вера является средством восприятия Божественных истин, непостижимых человеческим разумом
Евангельская вера - это вера во Христа как Сына Божия. Вера во Христа – Избавителя и Искупителя освобождает верующего от греха, смерти, клятвы, ада, диавола и прочего бедствия, и делает его духовно свободным независимым от его положения в обществе. Вера обновляет человека и соделывает его кротким, милостивым, исполняет его любовью. Вера соделывает радость в сердце, ибо «Евангелие святое есть весть радостная, и вера есть сердечное принятие Евангелия». Вера злострадание и скорбь уменьшают, отвращает от всякого греха, душу вернаго таинственно соединяет с Христом [6, с.9-15].
Вера укрепляется и растёт прилежным чтением и слушанием слова Божия, молитвою, размышлением о чудных Божиих делах, Причащением Пресвятых Христовых Таин. [6, с. 16-18]. Так как Евангелие обращено ко всем, а значит и к каждому лично, то важнейшим свойством истинной веры является сердечное признание Бога своим Богом, Царем и Спасителем.
Свт. Тихон предупреждает, что вера, которая словом Божиим не питается и не укрепляется, оскудевает и исчезает, а вместо того неверие и суеверие последуют. Оттуда бывает, что люди за грех почитают то, в чём греха нет. И напротив того, за грех не вменяют, в чём великий грех. Добродетель называют пороком, порок - добродетелью. «Отсюда и беззаконные плоды последуют, которые безбожное житие показуют…Человек сам в себе есть слеп, и потому требует просвещения; есть забытлив, и потому требует частого воспоминания; есть ленив, и ради того нужно ему поощрение; есть дряхл и уныл, и потому потребно ему утешение; есть поползновенен, и ради того требует подкрепления; есть сомнителен, и для того требует наставления, - что все из Священного Писания почерпается» [5, с.10].
Однако, свт. Тихон указывает, что недостаточно только знать христианское вероучение и исповедовать истинность Божественных догматов. Истины веры должны запечатлеться не только в уме уверовавшего, но, прежде всего, в сердце. «Истинная вера (…) не в наружности, но в сердце имеет место» [6, с.20].
Определив сущность спасающей веры, Задонский архипастырь раскрывает далее понятие о Церкви. Он учит, что все истинно верующие составляют собой Церковь, которая есть «собрание верных по всему миру живущих, в Бога и Христа Сына Божия право и истинно верующих, проповедью Божия слова просвещаемых и Тайны святыя право содержащих» [6, с. 24].
Раскрыв понятие о Церкви, святитель указывает, что истинный сын святой Церкви есть тот, который право и сердечно в Бога и Христа Сына Божия верует, рождён духовно крещением и в ком это новое духовное рождение приносит плоды благочестивой жизни, имеет истинный страх Божий, отвращаясь от всякого греха и тщится делать добрые дела. «Христиане, безстрашно живущие, покаяния и плодов его не творящие, до Церкви святой не принадлежат, хотя и крещены во имя Святыя Троицы, понеже веры (…) не имеют» [6, с. 28]. Все члены Церкви - братья во Христе, все чада небесного Отца, все рабы Господни.
Для истинного Богопознания, Богопочитания и Богоподражания нужна духовная мудрость, которая состоит в том, чтобы уклоняться от зла, и творить благое. [5, с. 12] Следствия духовной мудрости суть поношения, презрения, изгнания и всякие беды. Ибо «вси, хотящие благочестно жити о Христе Иисусе, гонимы будут». Но, «кто любит Христа сердцем, тот со Христом неразлучно быть желает, крест свой носит и Ему последовать, поруганным, посмеянным, озлобленным от мира, и с Ним и за Него умереть не отрицается» [6, с. 129]. Ищущему духовной мудрости можно почерпнуть её начатки через созерцание творений, так как всё в мире подаёт нам повод к духовному рассуждению. «Тако размышляющему, и от создания Создателя силу, премудрость и благость познавающему предлежит» [5, с. 15 - 108].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.