В период коренной ломки всех жизненных устоев, разнообразных реформ гражданской и церковной жизни, святитель Тихон показал «вольнодумному веку» путь истинного христианства - путь к преображению мира. Он, как истинный подвижник и учитель, освятил среди беспорядочной массы народившихся жизненных условий и задач единую непреходящую цель - спасение во Христе. Бог, мир, человек, общий смысл бытия, должности христианские - всё уясняется во Христе и через Христа. Практический Христоцентризм - вот главная мысль святителя об истинном христианстве.
Таким образом, среди всеобщего шатания нравов и поверхностных увлечений еще юной незрелой русской мысли того времени святитель Тихон явился строгим и непоколебимым защитником Божественной истины и святоотеческих традиций [7, с. 337].
Святитель Тихон Задонский опытно сумел показать, что в свете Христовом русская религиозная философия может найти для себя источник вдохновения. Доказательством этому служат произведения русских религиозных философов последующих веков, начиная с первых славянофилов. Именно славянофилы определили важнейшую задачу русской религиозной философии, заключавшейся в апологии, защите православного миропонимания от нападений со стороны секуляризированной и протестантской философии, науки и культуры. В своей апологии славянофилы опирались на святоотеческое предание и опыт Церкви. Примером может служить творчество И.В.Киреевского. Святоотеческое наследие стало основой его мысли. Под руководством оптинского старца Макария Киреевский трудился над переводами творений святых отцов и принимал участие в их издании. Само возникновение славянофильства произошло, т.о., как бы «внутри монастырских стен». Резюмируя свою статью «О характере просвещения Европы и его отношение к просвещению России», Киреевский пожелал русской жизни и русской культуре проникнуться началами православия. В статье «О необходимости и возможности, новых начал для философии» он наметил цели для всей русской религиозной философии - « стремиться самый источник разумения, самый способ мышления возвысить до сочувственного согласия с верой». [13, с.249].
В обращение к опыту восточных отцов Православной Церкви и в свете их учения Достоевский увидел, как в условиях Нового Времени вечные для лежащего во грехе мира проблемы разлада между умом и сердцем человека обостряются все более. Абсолютно реальные и узнаваемые для современников персонажи романов Достоевского волею автора в своей внутренней жизни являют разные формы и степени этого разлада. Но за пределами их множества есть «полюсы» на которых пребывают преодолевшие этот разлад - те, кто со Христом и против Христа. Житие и труды святителя Тихона Задонского способствовали становлению христианского мировоззрения Федора Михайловича Достоевского. Усердное чтение религиозно-нравственных произведений свт. Тихона привело к созданию в лице старца Зосимы («Браться Карамазовы») нового духовного сознания русского народа. [14, с.541].
Возрождение святоотеческой традиции свт. Тихоном Задонским способствовало тому, что в церковном сознании отошел в сторону церковно-политический соблазн, - этим открылся простор для «христианской философии» [3,с.64]. Нельзя не согласиться с прот. Георгием Флоровским, что возврат к истокам был открытием новых путей, был обретением новых кругозоров [1,с.127].
ЛИТЕРАТУРА:
1. Георгий Флоровский, прот. Пути Русского Богословия. – Париж, 1937. -574 с.
2. Знаменский П.В. История Русской Церкви. Учебное руководство. 9-е изд. Испр. – М.: Изд. Крутицкое Патриаршее Подворье, 2000. – 462 с.
3. Зеньковский В.В. История Русской Философии: В 4-х т. – Ленинград: Изд. « ЭГО», 1991. – Т.1.- Ч. 1.-220 с.
6. Тихон (Задонский), свт. Избранные труды, письма, материалы. – М.: Православный Свято – Тихоновский Гуманитарный Университет, -2004. – 744 с.
7. Тихон (Задонский), свт. Творения. В 5- ти т. 5 – е изд. – М., 1889. - Т.2. – 359 с.
8. Тихон (Задонский), свт. Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского: В 5- ти т. 5 – е изд. – М., 1889. - Т.3. – 420 с.
9. Иоанн (Маслов), схиархим. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Магистерская диссертация. – М., 1993. – 523 с.
10. Записки о святителе Тихоне Задонском его келейников Василия Чеботарева и Ивана Ефимова. – М.: Изд. Московского Подворья Свято - Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. - 172 с.
11. Поселянин Е. Русская Церковь и Русские подвижники XVIII века. –СПб., 1905. - с.3 - 140.
12. Василенко Л.И. Введение в русскую религиозную философию. – М.,2003. – 304 с.
13. Киреевкий И.В. Разум на пути к истине. – М., 2002. – 662 с.
14. Мочульский К. Гоголь, Соловьёв, Достоевский. – М., 1995. – 608 с.
15. Флоровский Г.,прот. Вера и Культура. – Спб., 2002.- 862 с.
Тема: «Тихон Задонский: опыт живого богословия»
Оценка – 4.
Замечаний нет.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.