Поскольку мы не свои, но Божии, то и жить мы должны не так, как мы хотим, но как Бог велит. Создания служат нам, чтобы мы Богу служили. Отсюда следуют «должности христианские»: по отношению к Богу; по отношению к Христу, Сыну Божию; по отношению к самому себе; по отношению к ближнему.
Святитель Тихон учит, что христианская работа Богу состоит в истинной и живой вере, любовию поспешествуемой, ибо в последние времена «Сын человеческий пришед убой обрящет веру на земли?» [6, с. 195]. Истинные христиане должны подвизаться против плоти, греха и дьявола [6, с.199, 200]. Ибо «брань сия непрестанно настоит нам, на всякое время и на всяком месте. Ибо везде и всегда (…) страсти наши с нами суть… плоть всегда похотствует на духа, а сатана с своими злыми слугами, яко лев рыкая везде и всегда ходит, иский кого поглотити». Так как брань всем христианам, то и подвиг против этой брани надлежит всем христианам - всякого чина и звания. Поэтому всем христианам - монахам, брачным и безбрачным, необходимо умерщвление плоти. При этом «умерщвление плоти, разумеется, не токмо умерщвление похоти блудныя, (…) но и прочих стремлений страстных, как то: гнев, злоба, зависть, сребролюбие, гордость, мщения, злоречия и проч. Всё бо сие зло плоти нашей плод есть» [6, с.211]. Победа истинного христианина в этой брани состоит в победе духовной - побеждать благим злое. «Зде тот побеждает, - поучает святитель, - кто гонимый терпит, обидимый не отмщевает, злословимый благословляет, лишаемый не ищет, укоряемый противу не укоряет, и всякое находящее искушение и злострадание великодушно претерпевает» [6, с.412]. Бог своею благодатию споспешествует христианам побеждать и умерщвлять плотские похоти, ибо без благодати Божией сердце человеческое творит только зло [6, с.299].
Потому все искушения в жизни христианина, исходящие от диавола, плоти или от прелестей греховного мира не бывают неожиданными и случайными, но происходят по попущениею Божию в пользу нашу, ибо всяким искушением открывается таящееся в нашем сердце зло [5, с.102]. «Тако при нашедшем бедствии исходят помыслы злые, как соки вредныя, крыющиеся в сердце и повреждающие душу, и тако узнает человек, чем духовно немощствует» [5, с. 98]. Чтобы отвратиться от греха, надо помнить о смерти, о страшном суде, о муке вечной и вечном животе [5, с.219 - 228].
Как замечает свт. Тихон, память смертная, соединенная с помышлениями о Страстях Христовых, проповедью апостольскою и пророческим обличением совести, которая во всём со Словом Божиим согласна, способствует формированию истинного покаяния. Плоды истинного покаяния - оставление грехов, «новое сердце и дух новый. Ибо, в обратившемся всем сердцем и кающемся истинно все иное является – иныя мысли, начинания, намерения, иныя тщания и дела» [5, с.213, 214]. Истинное покаяние, по мысли святителя, не что иное, как воскресение духовное. «Ибо никакой пользы нет кающемуся, пока грехов не оставит и не начнет нового жития» [5, с.216]
Без истинного покаяния нет и истинного благочестия. Святитель Тихон вопрошает, - какая польза, что многие из христиан создают храмы Божии, но одушевленные разоряют; украшают Евангелие златом и серебром, но того, что Евангелие учит, и перстом коснуться не хотят, или дают милостыню, но у других отнимают? «Ничего им сия не пользуют, поскольку сами неисправны и нераскаяны пребывают. Бог бо, яко Дух, ничем не благоугождается, как только духовною жертвою» [6, с. 78].
В необходимости принесения духовных жертв состоит всеобщее священство христиан, которые «сами иереи, сами храм, сами жертвенник, сами с душами и телесами жертва, внутрь огнь носят и меч глагола Божия» [6, с. 75 - 77]. Чтобы воспринять дары Духа Святаго, нужно стяжать нищету духовную. Ибо, «кто мнит себя ничтоже, из того нечто яко Всемогущий, соделывает». [5, с. 242] Стяжание спасительной духовной нищеты требует от человека уединения во внутренней клети сердца своего. «В сей тишине услыши возлюбленный христианин, глас Божий внутрь тебе глаголющий: Аз есмь Господь Бог твой… Тамо увидишь Солнце праведное, Которое всегда сияет, но никогда не заходит, облаками не покрывается, просвещает и согревает, но не опаляет, - Христа Сына Божия во славе своей сияющего» [6, с. 301].
Мистика свт. Тихона совпадает в своей основе с восточно-христианской мистикой преображения. Это живое ощущение света Христова в мире; отсюда чрезвычайная яркость пасхальных переживаний, которыми святитель описывает конечное торжество Церкви: «Яко бо во время весны исходит трава из недр земных и одевается благовонными различными цветами: тако телеса благочестивых из гробов, в которых мразом смерти сокрушены, крылись, в оное время изыдут одушевлены, и в новый прекрасный бессмертия и вечныя славы вид облекуться» [6, с. 418].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.