ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Миссионерский факультет
«ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ»
(Концепции религии в западной и русской философии)
Автор:
доктор философских наук
О. Т. Ермишин
Москва
2005
Программа дисциплины «Философия религии» федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 022200 «Религиоведение» для Миссионерского факультета ПСТГУ (подготовка по специальностям «бакалавр религиоведения» и «религиовед, специалист религиоведения»).
Курс «Философия религии (концепции религии в западной и русской философии)» подготовлен на кафедре религиоведения миссионерского факультета ПСТГУ. Его целью является дать студентам, уже прослушавших общий курс по истории философии, более углубленное представление о разнообразных концепциях религии, существовавших в западной и русской философии, от древности до XXI в. В 1-й части курса рассматриваются религиозно-философские идеи в зарубежной философии, дается анализ самых значительных и характерных подходов к пониманию религии. Во 2-й части представлены концепции религии в русской философии на примере самых выдающихся отечественных мыслителей. В курсе особое внимание уделено анализу конкретных текстов и источников. Содержание курса не претендует на исчерпывающий, энциклопедический обзор всех религиозно-философских идей, но ориентировано на рассмотрение главных, принципиально важных концепций религии в истории философии. Главной задачей курса является научить студентов ориентироваться в философских подходах к религии, анализировать религиозно-философские тексты с тем, чтобы затем давать им типологические характеристики и оценки.
Студенты дневной формы обучения занимаются в течение учебного года с преподавателем на семинарах, студенты вечерней и заочной формы обучения должны написать к экзамену реферат (15-20 страниц машинописного или компьютерного набора) с анализом текста (объемом до 100 стр.), выбранного из списка основной литературы (можно взять статьи, отдельные главы и части книг); для написания реферата рекомендуется как сравнительно-исторический, так и критический подход к анализу текста.
2. Содержание курса
1 семестр
1.Философия религии: Введение. Понятие философии религии, теоретические аспекты и методология. Две формы философии религии: религиозная философия и философская наука о религии. Соотношение философии религии и истории религии. Анализ, интерпретация и опытные данные различных наук в философии религии.
Религиозно-философские идеи в западной и восточной философии. Восток и Запад: особенности религиозного сознания, отличительные особенности. Культ и миф. Космогония, субстанция стихийного первоначала. Основные тенденции древнеиндийской и древнекитайской философии.
2.Концепции религии в истории философии: античность, средневековье
Древнегреческая мифология. Эволюция религиозного сознания. Переход от мифологии к философии. Концепция Фалеса: субстанция стихии и ионийская религия. Религиозные аспекты в досократической философии. «Демонион» Сократа и идеал разумной истины. Религиозно-философские идеи Платона: Демиург, Мировая Душа, бессмертие души. Плотин и религиозная философия неоплатоников.
Апологетика, патристика и религиозная философия раннего христианства. Неоплатонизм и христианская философия. Блж. Аврелий Августин. «Ареопагитики» («Corpus areopagiticum»). Прп. Иоанн Дамаскин. Ансельм Кентерберийский и проблема доказательства Бытия Бога. Западноевропейская схоластика как религиозное мировоззрение. Мистическое богословие на Православном Востоке.
3.Концепции религии в философии XVII в.
Теософия Я. Бёме и немецкая мистика. Рационализм как преодоление схоластики и мистики. Научная революция и разрушение религиозной картины мира. Я как «мыслящая вещь», антропоцентризм философского сознания. Декарт и мир человеческого ума, врожденные идеи и идея Бога. Агностицизм Б. Паскаля. Пантеизм Б. Спинозы. Теодицея Г. В. Лейбница.
4.Концепции религии в философии XVIII–XIX вв.
Этика и «чистая религиозная вера» Канта. «Философия откровения» Ф. В. Шеллинга: путь от философии к теологии. Г. В. Ф. Гегель: от ранних теологических сочинений к философии Абсолютного духа. С. Кьеркегор: личная вера и понятие абсурда. Ф. Ницше: переоценка ценностей и критика христианства
5.Философия жизни о религии (О. Шпенглер, А. Бергсон)
Теория цивилизаций О. Шпенглера. Причины упадка западноевропейской цивилизации и перспективы ее развития. Религиозная идея каждой цивилизации, магия, культ. Европейская интерпретация христианства (фаустовский дух) и магическая душа Востока. Русская цивилизация и восточное христианство в оценках О. Шпенглера. Религиозно-философские аспекты в истории культуры.
Интуитивная философия А. Бергсона, проблема материи и духа. Спиритуализм и религиозное сознание. Соотношение морали и религии. Статистическая и динамическая религии. Христианство и атеизм в оценке А. Бергсона. Проблемы личности и сущности времени в философии А. Бергсона как альтернатива концепциям блж. Августина.
6.Понятие веры в прагматизме (У. Джеймс)
Понятие религиозного опыта в прагматизме. У. Джеймс о психологических основаниях веры. Вера как активная сила души. Рационализм и теизм. Связь между этикой и религией. Концепция истины в прагматизме. Тип плюралистической религии.
7.Философская и структурная антропология о религии
Философия М. Шеллера как попытка построения антропологической теории вне религиозных предпосылок. Классификация антропологических идей М. Шеллера от идеи религиозной веры до атеизма Н. Гартмана. Вопрос о происхождении человека и классификации антропологических типов. Метафизика и социология человеческого бытия в философской антропологии. Человек и его основные отношения к Другому, к Обществу, к Культуре и Природе. Х. Плеснер об экзистенциальности человека. К. Леви-Стросс и структурная антропология, религиозные формы и архетипы первобытного мышления.
8.Проблема религии в феноменологии, герменевтике и аналитической философии
Философия Ф. Брентано, его теория о происхождении нравственного сознания. Шесть признаков психических феноменов Ф. Брентано и святоотеческая психология. «Фундаментально-феноменологическое рассуждение» Э. Гуссерля с точки зрения христианской аскетики. Религиозные истоки герменевтики. Ф. Шлейермахер и реконструкция «подлинного» смысла Священного Писания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.