Лингвистический поворот в философии XX в. Критика метафизики и причины этого явления в аналитической философии. Л. Витгенштейн о метафизике, религии и морали. Рассмотрение вопросов религии в работах Б. Рассела «Сущность религии» и «Религия и церковь». Б. Рассел как историк средневековой христианской философии.
9.Религиозный экзистенциализм (Г. Марсель, М. Бубер, М. де Унамуно)
Г. Марсель: религиозное сознание и «воплощенное бытие». Метафизическая ценность веры. Поиск межличностной коммуникации. Осуждение экзистенциализма в Католической Церкви (папская энциклика 1950 г.).
М. Бубер: отношение «Я—Ты» как основа религиозного сознания. Диалог как поиск Бога. Философия и религия в ситуации «Затмения Бога».
М. де Унамуно: борьба за христианство, критика религиозной доктрины, вера как акт мужества.
10.Религиозная культура и Церковь в философии Дж. Тойнби
«Постижение истории» Дж. Тойнби: развитие цивилизаций и «Высшая Реальность», роль Вселенских Церквей в истории. Лекции Дж. Тойнби в Эдинбургском университете: развитие истории как смена типов религиозного сознания.
11.Философия мифа о религии (М. Элиаде)
Концепция М. Элиаде: «космическая религиозность», архаический человек и Космос, архетипы и небесные прообразы. Христианство в оценке М. Элиаде: новое измерение сознания, внеисторичность, «сакральное время».
12.Протестантская философия религии (К. Барт, Р. Бультман)
«Диалектическая теология». К. Барт о мире Бога и мире человека. Уникальное самооткровение Бога в христианстве. Слово Божие как разговор Бога с человеком.
Р. Бультман: демифологизация Нового Завета. Человеческое бытие в вере. Бультман о раннем христианстве. Понятие керигмы.
13.Католическая философия религии (Ж. Маритен, Э. Жильсон)
Неотомизм как религиозно-философское мировоззрение. Борьба с рационализмом и идеализмом Нового времени. Обращение к теологии Фомы Аквинского, задача — «вернуть мир на путь Истины». Ж. Маритен о проблеме религии и культуры. «Христианская философия» Э. Жильсона: возвращение к средневековой теологии.
14.Современные теории религии (конец ХХ – начало XXI в.): общие тенденции
Синкретизм религиозной мысли второй половины ХХ в. Новое религиозное сознание и другие синкретические течения в США. Борьба с традиционными представлениями о стадиальном развитии религии. Выдвижение идеи Deus obsconditus как ведущей и наиболее продуктивной. Религиозная ситуация в России в начале XXI в. как уникальный феномен мирового значения.
2 семестр
1.Философия религии в России: Введение. Концепции религии в XVIII в. (святоотеческая традиция, Г. С. Сковорода)
Тихон Задонский: опыт живого богословия. Разум и просвещение Божие. Религиозная философия Г. С. Сковороды: высшее познание истины, «тайная премудрость» мира, познание себя и познание Бога («видеть все в Боге»). Метафизика «истинного» человека. Бог как «тайный закон», «невидимая натура» мира.
2.Славянофилы о религии (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский)
А. С. Хомяков: понятие Церкви, построение цельного философского мировоззрения, критика западного рационализма, «живое знание». И. В. Киреевский и проблема духовного просвещения. Необходимость православной философии, «высшего духовного зрения».
3.Философия религии в духовных академиях XIX в.
Прот. Ф. А. Голубинский и его лекции в МДА, идея Бесконечного Бытия. Прот. Ф. Ф. Сидонский: философия как встреча с Божеством. П. Д. Юркевич и его учение о сердце, критика материализма. А. М. Бухарев (архим. Феодор) и религиозное оправдание культуры. В. Д. Кудрявцев-Платонов: поиск единства мира, понятие абсолютного бытия, философское обоснование теизма. А. И. Введенский о происхождении религии, метафизика живой веры в Бога.
4.Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой о религии
Ф. М. Достоевский о человеке как образе Божием. Религиозные типы личности в романах Достоевского. Тема религиозного сомнения (Иван Карамазов). «Легенда о Великом Инквизиторе», проблема свободы и принуждения в христианстве. Идеал православного человека (старец Зосима, Алексей Карамазов). Значение Достоевского для русской религиозной философии.
Л. Н. Толстой как тип религиозного рационалиста: отношение к Евангелию, критика Церкви, моральная проповедь.
5.Вл. С. Соловьев и его религиозно-философская концепция
Религиозное мировоззрение Вл. С. Соловьева. Понятие цельного знания. Философия как оправдание «веры отцов». Идея Софии и ее истоки. Учение о Богочеловечестве. Теократический идеал. Эсхатология («Три разговора»).
6.Философия религии в духовных академиях конца XIX—начала XX в. (В. И. Несмелов, М. М. Тареев)
«Наука о человеке» В. И. Несмелова: опыт христианской антропологии, религиозная интуиция человека. В. И. Несмелов о религии и философии. Проблема веры и знания.
Христианская антропология М. М. Тареева. Понятие абсолютной духовной жизни. Дуализм духовной и «естественной» жизни. Христианская философия как «разум жизни», «диалектика христианского духа».
7.«Религия Ветхого Завета» В. В. Розанова
Ранний консервативный период в жизни В. В. Розанова, апологетический взгляд на Православие. Переход к критике «исторического христианства», религиозного догматизма. Противопоставление Ветхого Завета и Нового Завета. Апология иудаизма, семьи и родового сознания. Культ рождения в древних религиях. «Апокалиптический» взгляд Розанова на религию в конце жизни.
8.Д. С. Мережковский и «новое религиозное сознание»
Историческая и религиозно-философская дилемма Д. С. Мережковского: христианство и язычество («правда о небе» и «правда о земле»). Поиск нового откровения (религия «Третьего Завета»). «Религия духа» и «религия плоти» в книге о Ф. М. Достоевском и Л. Н. Толстом. Инициатива и организация Религиозно-философских собраний в Петербурге, диалог между представителями «нового религиозного сознания» и православным духовенством. Религиозные размышления Д. С. Мережковского в эмиграции.
9.Н. А. Бердяев: экзистенциальное понимание религии
Мистика и религиозная романтика Н. А. Бердяева в ранний период. Идеи свободы и творчества. «Христианство свободы» и «христианство авторитета». Экзистенциальное понимание благодати, учение об «энергии вечной небесной человечности». Противопоставление свободы духа и объективации внешнего мира («Бога нет в объективации»). Христианская историософия и эсхатология Н. А. Бердяева.
10.Л. И. Шестов: религиозно-философская дилемма «Афины и Иерусалим»
Религиозный поиск Л. Шестова в ранний период, афористичность мысли и адогматизм. Вера как новое измерение мышления. Выбор человека между необходимостью разума и религиозной свободой личности. Религиозное Откровение («Иерусалим») против рациональных догм и идей («Афины»). Критика философского и богословского рационализма в истории человеческой мысли.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.