Решение задач линейного программирования транспортного типа: Методические указания к выполнению индивидуальных домашних заданий, страница 9

Считается, что количество неустраненных правонарушений (стоимость назначения) cij зависит от того, как составлена пара (i, j). Отсюда постановка цели задачи: найти оптимальные пары из опытного и молодого сотрудников для работы в патруле, чтобы общее количество неустраненных правонарушений было минимальным.

Экономико-математическая модель задачи о назначении напарников имеет вид:

                               x11 + x12 + x13 + x14 = 1,                                                      (3.1)

                               x21 + x22 + x23 + x24 = 1,                                                         (3.2)

                               x31 + x32 + x33 + x34 = 1,                                                      (3.3)

                               x41 + x42 + x43 + x44 = 1,                                                      (3.4)

                               x11 + x21 + x31 + x41 = 1,                                                      (3.5)

                               x12 + x22 + x32 + x42 = 1,                                                       (3.6)

                               x13 + x23 + x33 + x43 = 1,                                                      (3.7)

                               x14 + x24 + x34 + x44 = 1,                                                       (3.8)

                                 xij  0,        i, j = ,                                                       (3.9)

        S = 2x11 + 10x12 + 9x13  + 7x14  +  15x21 +  4x22 + 14x23  + 8x24 + 13x31 +

                     14x32 + 16x33  + 11x34 + 4x41 + 15x42 + 13x43  + 19x44  min.            (3.10)

Эту модель можно рассматривать как транспортную задачу, содержащую четыре пункта производства (опытные сотрудники) с объёмами предложений ai = 1, (i = ), четыре пункта потребления (молодые сотрудники) с заявками bj = 1, (j = ) и транспортные тарифы (количество правонарушений или «стоимость назначения») сij (i = , j = ).

Таким образом, построенная модель является специальным случаем транспортной задачи: m = n = 4 и ai = bj = 1 для всех i, j. Так как , то рассматриваемая задача является закрытой. Для ее решения можно использовать рассмотренные выше методы.

3.1. Начальный опорный план Х0 находим методом северо-западного угла (см. табл. 3.0), который был подробно разобран при решении задачи 1.

Таблица 3.0

     bj

ai

К

1

М

1

В

1

Ю

1

И   1

2

1

10

0

9

7

П   1

15

4

  1

14

  0

8

С   1

13

14

16

   1

11

  0

Е   1

4

15

13

19

   1

Получено 4 занятых клетки. План X0 является вырожденным, поскольку занятых клеток в опорном плане должно быть: m + n – 1 = 4 + 4 – 1 = 7. Значит, следует три занятые клетки плана сделать условно-занятыми путем заполнения их нулями. Лучше эту процедуру провести следующим образом: заполняется нулем клетка рядом с занятой клеткой по строке или ниже занятой клетки по столбцу.

Значение целевой функции на этом плане

S0 = 2  1 + 4  1 + 16  1 + 19  1 = 41.

 


            1  0  –  –

 Х0 =    –  1  0 –     ,       S0 = 41.

            –  –  1  0

            –  –  –  1

3.2. Для нахождения оптимального решения используем метод потенциалов.

Шаг 1. Проверим начальный опорный план Xна оптимальность. Используем критерий оптимальности плана (см. стр. 6) для задачи (3.1) – (3.10). Найдем потенциалы строк Ui и столбцов Vj (см. табл. 3.1).

Пусть исходное значение U1 = 10.

                       V1 = U1 + С11 = 10 + 2 = 12,

                       V2 = U1 + С12 = 10 + 10 = 20,

                       U2 = V2 – С22 = 20 – 4 = 16,

                       V3 = U2 + С23 = 16 + 14 = 30,

                       U3 = V3 – С33 = 30 – 16 = 14,

                       V4 = U3 + С34 = 14 + 11 = 25,

                       U4 = V4 – С44 = 25 – 19 = 6.

Проверим выполнение соотношения

ij  = Vj – Ui – Сij  0

для свободных клеток плана. Выпишем только ∆ij > 0.

                                                ∆41 = 12 – 6 – 4 = 2,

                                                ∆13 = 30 – 10 – 9 = 11,

                                                ∆43 = 30 – 6 – 13 = 11,

                                                ∆14 = 25 – 10 – 7 = 8,

                                                ∆24 = 25 – 16 – 1 = 1.

Таблица 3.1

         bj

ai

К

1

М

1

В

1

Ю

1

Ui

И     1

2

    1

10

   0 

9

    +  

7

10

П     1

15

4

 1

   +   

14

0

     –

8

16

С     1

13

14

16

     1

11

    0    

14

Е     1

4

15

13

19

    1

6

Vj

12

20

30

25

S0 = 41

Выбираем максимальные положительные значения ∆13 = ∆43 = 11, которые соответствуют разным свободным клеткам. Для последующих действий следует взять клетку (1, 3) с меньшими затратами, так как c13 < c43 (9 < 13).

Улучшение плана в таблице 3.1 проводится следующим образом. К свободной клетке (1, 3), которая считается исходной и отмечается знаком «+», составляется замкнутый цикл. В него включаются клетки (1, 3), (2, 3), (2, 2), (1, 2). Вершины цикла отмечаются чередующимися знаками «+» и «–». Из минусовых клеток (2, 3) и (1, 2) выбирается минимальное значение: θ = min{x23, x12} = min{0, 0} = 0.

Обе клетки (2, 3) и (1, 2) содержат нули, однако освобождается клетка (2, 3) с большим значением тарифа: c23 < c12 (14 < 10). Корректирующая величина θ = 0 помещается в свободную клетку (1, 3). К значению в клетке (2, 2) прибавляется нуль, а от значения в клетке (1, 2) отнимается нуль.

В действительности улучшения значения целевой функции не произойдёт, так как по циклу перемещается θ = 0. Однако изменится расположение занятых и свободных клеток в транспортной таблице. Значение целевой функции останется прежним:

S1 = S–  ∆13 ×θ  = 41 –  110 = 41.