1020 + 800 + 288 + 1440 + 128 = 3676 (ден. единиц).
68 50 – – –
X0 = – 18 0 – – , S0 = 3676.
– – 90 8 –
– – – 23 87
1.2. Нахождение оптимального плана методом потенциалов
На каждом шаге этого метода выполняются следующие действия:
1) вычисляются потенциалы, согласованные с построенным опорным планом;
2) производится проверка оптимальности текущего опорного плана;
3) если план оказывается неоптимальным, то строится новый опорный план с меньшим или, по крайней мере, таким же значением целевой функции.
Шаг 1. Ниже описывается первый шаг метода потенциалов.
1. Вычисление потенциалов
Вычислим потенциалы поставщиков Ui и потребителей Vj, согласованные с найденным опорным планом. Для этого используем условие (7) (см. стр. 6) критерия оптимальности плана транспортной задачи для задачи (1.1) – (1.11). Потенциалы поставщиков Ui и потребителей Vj находятся путем решения системы уравнений:
Vj – Ui = Cij, (1.12)
которые составляются для всех занятых клеток:
Занятая клетка |
Уравнение |
(1, 1) |
V1 – U1 = 15 |
(1, 2) |
V2 – U1 = 16 |
(2, 2) |
V2 – U2 = 16 |
(2, 3) |
V3 – U2 = 13 |
(3, 3) |
V3 – U3 = 16 |
(3, 4) |
V4 – U3 = 16 |
(4, 4) |
V4 – U4 = 0 |
(4, 5) |
V5 – U4 = 0 |
Эта система содержит 8 уравнений и 9 неизвестных, т.е. число уравнений на единицу меньше числа неизвестных. Для нахождения решения этой системы нужно присвоить какому-либо потенциалу любое значение. После этого значения остальных потенциалов будут определены однозначно.
Например, положим U1 = 10, а затем последовательной подстановкой вычислим значения остальных потенциалов для опорного плана из таблицы 1.1.
V1 = U1 + C11 = 10 + 15 = 25,
V2 = U1 + C12 = 10 + 16 = 26,
U2 = V2 – C22 = 26 – 16 = 10,
V3 = U2 + C33 = 10 + 13 = 23,
U3 = V3 – C33 = 23 – 16 = 7,
V4 = U3 + C34 = 7 + 16 = 23,
U4 = V4 – C44 = 23 – 0 = 23,
V5 = U4 + C45 = 23 + 0 = 23.
Итак, найдены потенциалы, согласованные с начальным опорным планом Х0. Значения потенциалов Vj и Ui представлены соответственно в нижней строке и последнем столбце таблицы 1.2.
bj ai |
68 |
68 |
90 |
31 |
87 |
Ui |
118 |
15 68 |
16 50 |
14 |
11 |
17 |
10 |
18 |
15 |
16 18 – |
13 0 + |
11 |
14 |
10 |
98 |
21 |
22 |
16 90 – |
16 8 + |
23 |
7 |
110 |
0 |
0 + |
0 |
0 23 – |
0 87 |
23 |
Vj |
25 |
26 |
23 |
23 |
23 |
S0 = 3891 |
Расчет потенциалов можно проводить, не решая систему уравнений (1.12), а непосредственно в таблице. Так, если известен потенциал пункта отправления Ui, то для вычисления потенциала пункта назначения Vj, соответствующего занятой клетке (i, j), следует использовать уравнение
Vj = Ui + Cij.
Таким способом можно определить потенциалы всех пунктов назначения, которым соответствуют занятые клетки в i-й строке. Например, если известно, что U1 = 10, то можно найти значения потенциалов первого и второго пунктов назначения, которым соответствуют занятые клетки в первой строке:
V1 = U1 + C11 = 10 + 15 = 25, V2 = U1 + C12 = 10 + 16 = 26.
Если известен потенциал пункта назначения Vj, то для вычисления потенциала пункта отправления Ui, соответствующего занятой клетке (i, j), следует использовать уравнение
Ui = Vj – Cij.
Таким способом можно определить потенциалы всех пунктов назначения, которым соответствуют занятые клетки в j-м столбце. Например, если известно, что V2 = 26, то можно найти значение потенциала второго пункта потребления, которому соответствует занятая клетка (2, 2):
U2 = V2 – C22 = 26 – 16 = 10.
2. Проверка оптимальности опорного плана
Условие (7) критерия оптимальности для занятых клеток плана выполнено по построению. Поэтому для проверки оптимальности плана нужно выяснить, выполняется ли условие (6). Это равносильно проверке условий Vj – Ui ≤ Сij для всех свободных клеток.
Для каждой свободной клетки (i, j) определим число ∆ij = Vj – Ui – Сij. Тогда ясно, что если ∆ij ≤ 0 для всех свободных клеток, то текущий опорный план является оптимальным. В противном случае этот план не оптимален.
По своему экономическому смыслу величина ∆ij характеризует то изменение в затратах на перевозки, которое произойдет, если будет осуществлена перевозка единицы груза из i-го пункта отправления в j-й пункт назначения. Если ∆ij > 0, то единичная поставка приведет к экономии транспортных затрат на ∆ij; если же ∆ij < 0, то — к их увеличению на -∆ij. Поэтому, если найдется ∆ij > 0, то это означает, что существует свободное направление перевозки груза, экономящее затраты, т.е. текущий план перевозок не оптимален. Если же все ∆ij ≤ 0, то это означает, что нет свободных направлений перевозок, экономящих затраты, т.е. план перевозок оптимален.
Вычислим ∆ij для всех свободных клеток:
∆21 = V1 – U2 – С21 = 25 – 10 – 15 = 0,
∆31 = V1 – U3 – С31 = 25 – 7 – 19 = -1,
∆41 = V1 – U4 – С41 = 25 – 23 – 0 = +2,
∆32 = V2 – U3 – С32 = 26 – 7 – 17 = +2,
∆42 = V2 – U4 – С42 = 26 – 23 – 0 = +3 ,
∆13 = V3 – U1 – С13 = 23 – 10 – 14 = -1,
∆43 = V3 – U4 – С43 = 23 – 23 – 0 = 0,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.