x21 + x22 + x23 = 53, (2.2)
x31 + x32 + x33 = 45, (2.3)
x41 + x42 + x43 = 24, (2.4)
x11 + x21 + x31 + x41 = 90, (2.5) x12 + x22 + x32 + x42 = 61, (2.6)
x13 + x23 + x33 + x43 = 45, (2.7)
xij 0, i =; j = , (2.8)
P = –3x11 – 5x12 – 3x13 – 7x21 – 3x22
– 7x23 – 6x31 – 3x32 –
– 5x33 –
8x41 – 5x42 – 5x43 min.
(2.9)
Таким образом, задача (2.1) – (2.9) представляет собой задачу транспортного типа и в дальнейшем используется терминология транспортной задачи.
2.1. Для нахождения начального опорного плана используем метод минимального элемента. Кратко опишем схему этого метода.
В транспортной таблице находится клетка с минимальным тарифом. Если таких клеток несколько, то берется любая из них. Пусть это клетка (i, j). Тогда сравниваются запасы поставщика ai и потребность потребителя bj. В качестве перевозки берется величина xij = min{ai, bj}. Если ai < bj, то закрывается строка i; если же ai > bj, то закрывается столбец j. Если ai = bj, то закрываются одновременно и строка, и столбец, а в одну из клеток, расположенных в этой строке или столбце, заносится 0 (нулевая перевозка). Затем среди оставшихся клеток таблицы выбирается клетка с наименьшим тарифом, и в нее записывается максимально возможная перевозка. Процесс продолжается до тех пор, пока не будет получен опорный план перевозок, возможно, вырожденный.
Применим этот метод к транспортной таблице решаемой задачи (см. табл. 2.0). Ищем минимальный элемент (наименьший транспортный тариф): c41 = – 8. В клетку (4, 1): помещаем перевозку x41 = min{a1, b1} = min{24, 90} = 24. Четвертая строка закрывается, так как запас четвертого поставщика исчерпан.
В оставшейся части таблицы снова находим минимальный элемент: c21 = –7. Определим поставку, которую нужно занести в клетку (2,1). Предложение второго поставщика a2 = 53 единицы, а спрос первого потребителя b1 частично уже удовлетворен предыдущей поставкой x41. Он теперь равен b1′ = b1 – x41 = 90 – 24 = 66 единиц. Отсюда x21 = min{a2, b1′} = min{53, 66} = 53. Вторая строка закрывается, так как исчерпан запас второго поставщика.
Находим в оставшейся части таблицы наименьший элемент: c31 = –6. Определим поставку, которую нужно занести в клетку (3, 1). Запас третьего поставщика a3 = 45 единиц, а спрос b1′ у первого потребителя уменьшился на величину предыдущей поставки x21 и стал равен b 1′′ = b1′ – х21 = 66 – 53 = 13 единиц. Отсюда, х31 = min{45, 13} = 13. Первый столбец закрывается, так как спрос первого потребителя полностью удовлетворён.
Среди оставшихся тарифов наименьшим будет с33 = –5. Определим поставку, которую нужно занести в клетку (3, 3). У третьего поставщика неиспользованный запас составляет a3 – х31 = 45 – 13 = 32 единицы. У третьего потребителя объём потребности b3 = 45, значит х33 = min {32, 45} = 32 единицы. Этой поставкой полностью исчерпано предложение третьего поставщика, поэтому третья строка закрывается.
Среди оставшихся клеток выбираем минимальный элемент: с12 = –5. Следовательно, в клетку (1, 2) отправляется поставка х12 = min{a1, b2} = min{74, 61} = 61. Второй столбец закрывается, поскольку спрос второго потребителя полностью удовлетворён этой поставкой.
Среди оставшихся клеток выбираем минимальный элемент с13 = –3 и определяем величину поставки в клетку (1, 3): х13 = min{a1′, b3′}. Так как предложение первого поставщика a1 = 74 уменьшилось на величину предыдущей поставки х12 = 61, то оставшийся запас a1′ = a1 – х12 = 74 – 61 = 13. В то же время спрос третьего потребителя b3 = 45 уменьшился за счёт поставки х33 = 32 и составляет на данный момент величину b3′ = b3 – х33 = 45 – 32 = 13. Таким образом, х13 = min{13, 13} = 13.
Полученный опорный план Х0 содержит 6 занятых клеток с положительными поставками и, следовательно, является невырожденным (m + n – 1 = 4 + 3 – 1 = 6).
Обычно в смысле близости к оптимальному решению опорный план, построенный этим методом лучше плана, полученного методом северо-западного угла.
bj ai |
90 |
61 |
45 |
Ui |
74 |
-3 |
-5 61 |
-3 13 |
0 |
53 |
-7 – 53 |
-3 |
-7 + |
3 |
45 |
-6 13 + |
-3 |
-5 32 – |
2 |
24 |
-8 24 |
-5 |
-5 |
4 |
Vj |
-4 |
-5 |
-3 |
P0 = -1145 |
Получен первоначальный опорный план Х0 методом минимального элемента, для которого значение целевой функции P0 = –1145.
– 61 13
Х0 = 53 – – , Р0 = –1145.
13 – 32
24 – –
2.2. Дальнейшее решение продолжим методом потенциалов.
Шаг 1. Используем условие (6) критерия оптимальности плана транспортной задачи (см. стр. 6) для задачи (2.1) – (2.9). Пусть U1 = 0. Тогда
V2 = U1 + C12 = 0 – 5 = –5,
V3 = U1 + C13 = 0 – 3 = –3,
U3 = V3 – C33 = –3 – (–5) = 2,
V1 = U3 + C31 = 2 – 6 = –4,
U2 = V1 – C22 = – 4 – (–7) = 3,
U4 = V1 – C41 = – 4 – (–8) = 4.
Далее рассчитываются значения ∆ij = Vj – Ui – Cj для всех свободных клеток по условию (7) критерия оптимальности:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.