Производится перераспределение поставок по циклу: клетка (1, 4) становится занятой поставкой в 5 единиц, а клетка (4, 4) становится свободной. К поставкам в плюсовых клетках прибавляется величина θ, равная 5, а от поставок в минусовых клетках отнимается эта величина. В результате в таблице 1.4 получен новый опорный план X2:
68 45 – 5 –
X2 = – – 18 – – , S2 = S1 – ∆14×θ = 3622 – 5×5 = 3597.
– – 72 26 87
– 23 – –
Шаг 3. Проведем анализ нового опорного плана X2. Для нового опорного плана рассчитываем потенциалы Ui и Vj. Максимальные положительные значения ∆ij = 4 соответствуют двум клеткам: (3, 2) и (2, 5). Выбираем клетку с минимальным значением тарифа, т.е. клетку (2,5). К ней составляется цикл, по которому происходит пересчет поставок. Он включает клетки (2,5), (4, 5), (4, 2), (1, 2), (1, 4), (3, 4), (3, 3) и (2, 3). Выберем θ = min{x45, x12, x34, x23} = min{87, 45, 26, 18} = 18.
В результате корректировки получен новый опорный план Х3 (см. табл. 1.5).
68 27 – 23 –
X3 = – – – – 18 , S3 = S2 – ∆25×θ = 3597 – 4×18 = 3525.
– – 90 8 –
– 41 – – 69
Таблица 1.5
bj ai |
68 |
68 |
90 |
31 |
87 |
Ui |
118 |
15 68 |
16 27 |
14 |
11 23 |
17 |
10 |
18 |
15 |
16 |
13 |
11 |
14 18 |
12 |
98 |
21 |
22 |
16 90 |
16 8 |
23 |
5 |
110 |
0 |
0 41 |
0 |
0 |
0 69 |
26 |
Vj |
25 |
26 |
21 |
21 |
26 |
S3 = 3525 |
Шаг 4. Проведем анализ нового опорного плана X3. Для этого плана рассчитаем потенциалы Ui и Vj и значения ∆ij. Все значения ∆ij<0, следовательно, в таблице 1.5 получен оптимальный план.
Ответ:
68 27 – 23 –
X * = – – – – 18 , S * = 3525.
– – 90 8 –
– 41 – – 69
Экономическая интерпретация оптимального плана поставок продукции
В результате решения транспортной задачи получен оптимальный план перевозок X *, по которому следует:
1. от первого поставщика отправить три поставки: первому потребителю поставку в размере 68 единиц, второму – 27 единиц и четвертому – 23 единицы;
2. от второго поставщика отправить пятому потребителю поставку в размере 18 единиц;
3. от третьего поставщика направить третьему потребителю 90 единиц и четвертому – 8 единиц.
Транспортные затраты S* на этом плане равны 3525 денежных единиц.
Замечание. Поставок от четвертого поставщика фактически не существует, поскольку четвертый поставщик является фиктивным. Однако их наличие означает, что второй потребитель недополучит 41 единицу, а спрос пятого потребителя не будет удовлетворен на 69 единиц.
Имеются четыре типа механизмов: Механизм 1, Механизм 2, Механизм 3 и Механизм 4, которые необходимо распределить между тремя участками работ A, B и C. Количество механизмов каждого типа составляет 74, 53, 45 и 24 штуки соответственно. Известны потребности в механизмах каждого участка: 90, 61 и 45 штук, а также производительность каждого типа механизма на каждом участке работ (в единицах работы/единицу времени).
Исходные данные задачи представлены в нижеследующей таблице.
Тип |
Производительность на участке |
Парк |
Спрос |
||
A |
B |
C |
|||
Механизм 1 |
3 |
5 |
3 |
74 |
Уч-ка A 90 |
Механизм 2 |
7 |
3 |
7 |
53 |
Уч-ка B 61 |
Механизм 3 |
6 |
3 |
5 |
45 |
Уч-ка C 45 |
Механизм 4 |
8 |
5 |
5 |
24 |
Требуется найти такое распределение механизмов между участками работ, при котором их суммарная производительность является максимальной.
Решение
Задача о распределении механизмов между участками работ по своему характеру не имеет ничего общего с транспортировкой груза, однако ее можно представить как задачу транспортного типа.
Пусть xij – количество механизмов i-го вида, распределенное на j-й участок работы. Известны величины cij – производительность i-го механизма при работе на j-м участке.
Проведем аналогию данной задачи с транспортной задачей. Поставщики и объемы их производства в транспортной задаче – это типы механизмов и их наличное количество, потребители и объемы их потребностей – это наименования участков и их потребности в определенном количестве механизмов.
В задаче о распределении механизмов по участкам работ ставится цель: максимизировать суммарную производительность всех механизмов, работающих на участках. Сама целевая функция S имеет вид:
S = 3x11 + 5x12 + 3x13 + 7x21 + 3x22 + 7x23 + 6x31 + 3x32 + 5x33 + 8x41 + 5x42 + 5x43.
В транспортной задаче целевая функция минимизируется. Поэтому, чтобы решить рассматриваемую задачу как транспортную, нужно умножить все значения коэффициентов функции S (производительностей механизмов) на -1. Целевая функция примет вид:
P = -S = -3x11 – 5x12 – 3x13 – 7x21 – 3x22 – 7x23 – 6x31 – 3x32 – 5x33 – 8x41 – 5x42 – 5x43
и нужно будет найти ее минимум.
Проверим, является ли рассматриваемой задача закрытой. Для этого вычислим общее количество механизмов: = 196 и потребности всех участков работ в механизмах: =196. Так как =, то задача является закрытой.
Экономико-математическая модель задачи имеет вид:
x11 + x12 + x13 = 74, (2.1)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.