Решение задач линейного программирования транспортного типа: Методические указания к выполнению индивидуальных домашних заданий, страница 8

                                        ∆11 = –4 + 3 = –1,

                                        ∆22 = –5 – 3 + 3 = –5,

                                        ∆23 = –3 – 3 + 7 =  1,

                                        ∆32 = –5 – 2 + 3 = –4,

                                        ∆42 = –5 – 4 + 5 = –4,

                                        ∆43 = –3 – 4 + 5 = –2.

Анализ значений ∆ij показывает, что условие оптимальности для плана Х0 не выполнено, т.к. имеется значение ∆23 = +1. Необходима корректировка плана.

Составляем цикл, включающий клетки: (2, 3), (3, 3), (3, 1), (2, 1). Среди значений, стоящих в минусовых клетках, выбирается минимальное. Это и будет корректирующая величина θ = 32. Свободная клетка (2, 3) заполняется значением 32, а клетка (3, 3) освобождается. В соответствии со знаком клетки меняются значения в клетках цикла: в клетку (3,1) заносится число 45 (13 + θ = 13 + 32 = 45), а в клетку (2,1) — число 21 (53 – θ = 53 – 32 = 21).

Таким образом, начальный план скорректирован и получен новый опорный план Х1 со значением целевой функции Р1 = Р0 – ∆23 θ = –1145 – 1 × 32 = –1177. Этот план представлен в таблице 2.1.

           

                 –   61 13

 Х1  =     21  –  32     ,   Р1 = –1177.

              45  –   –

              24  –   –

Шаг 2. Опорный план X1 проверяется на оптимальность. Рассчитаем для него значения потенциалов строк Ui и столбцов Vj. Определим значение ∆ij для всех свободных клеток:

11 = –3 + 3 = 0,

22 = –5 – 4 + 3 = –6,

32 = –5 – 3 + 3 = –5,

33 = –3 – 3 + 5 = –1,

42 = –5 – 5 + 5 = –5,

43 = –3 – 5 + 5 = –3.

Таблица 2.1

        bj

ai

90

61

45

Ui

74

-3

-5

      61

-3

    13

0

53

-7

     21

-3

-7

   32

4

45

-6

    45

-3

-5

3

24

-8

    24

-5

-5

5

Vj

-3

-5

-3

P1 = -1177

План, представленный в таблице 2.1, оптимален, т.к. выполнено условие (2) оптимальности плана транспортной задачи: все ∆ij ≤ 0; значит, получено окончательное решение задачи. Умножив значение P1 на –1, получим максимальное значение целевой функции.

Наличие ∆11 = 0 говорит о том, что при заданных исходных данных в этой задаче существует ещё одно оптимальное распределение механизмов по участкам работ с тем же значением целевой функции.

Ответ:

                                                            –  61  13

                                      Х * =     21  –   32    ,    Р*  = 1177.

                                                  45  –    –

                                                  24  –    –

Экономическая интерпретация оптимального решения задачи распределения механизмов между участками работ

Для получения максимальной производительности всех механизмов на всех участках работ в размере 1177 (единиц работы/единицу времени) необходимо распределить их следующим образом:

·  механизм 1 — на участок В (61 единицы) и участок С (13 единиц);

·  механизм 2 — на участок А (21 единицы) и участок С (32 единицы);

·  механизм 3 — на участок А (45 единиц);

·  механизм 4 — на участок А (24 единиц).

3. Задача о назначении напарников

Для рациональной организации в районе патрульно-постовой службы опытным сотрудникам Иванову, Петрову, Сидорову и Егорову необходимо назначить напарников из числа вновь поступивших молодых сотрудников: Костина, Мишина, Васина и Юрина. В ходе прохождения испытательного срока все возможные пары сотрудников оценивались по количеству неустраненных ими правонарушений за время дежурства на вверенном им участке. В результате были получены усредненные показатели по количеству неустраненных патрулями правонарушений за время одного дежурства, приведенные в следующей таблице.

Костин

Мишин

Васин

Юрин

Иванов

2

10

9

7

Петров

15

4

14

8

Сидоров

13

14

16

11

Егоров

4

15

13

19

Используя эту информацию, назовите пары сотрудников, которые нужно постоянно закрепить в качестве напарников на дальнейший срок службы, чтобы общее количество неустраненных правонарушений по всему контролируемому району за каждое дежурство было минимальным.

Для решения задачи нужно сформулировать ее в виде экономико-математи-ческой модели и, убедившись, что она представляет собой частный случай модели транспортной задачи, применить соответствующий алгоритм решения.

Решение

В задаче о назначении напарников нужно определить, кого из опытных сотрудников следует назначить в пару с молодым сотрудником, чтобы добиться минимального суммарного количества неустраненных правонарушений. Эта задача сводится к задаче транспортного типа.

Так как число опытных сотрудников (m = 4) равно числу молодых сотрудников (n = 4), должны выполняться следующие условия:

1.  К каждому опытному сотруднику прикрепляется только один молодой сотрудник.

2.  К каждому молодому сотруднику прикрепляется только один опытный сотрудник.

Введем переменные xij (i, j = ), которые характеризуют назначение i-го опытного сотрудника в пару с j-м молодым сотрудником. Они могут принимать лишь одно из двух значений 0 или 1:

                   1, если в пару к опытному сотруднику i назначен молодой сотрудник j; 

       xij =    

                    0, если не назначен.

Например, x32 = 1. Это означает, что опытный сотрудник Сидоров (i = 3) назначен в пару с молодым сотрудником Мишином (j = 2).

Так как любой опытный сотрудник i должен быть назначен только в одну из четырёх возможных пар, то только одна из величин xi1, xi2, xi3, xiбудет равна 1, а остальные будут равны 0. Таким образом, условие 1 имеет вид:

xi1 + xi2 + xi3  + xi4  = 1, i = .

С другой стороны, каждый молодой сотрудник j назначается только в одну из четырёх возможных пар. Поэтому только одна из величин x1j , x2j , x3j , x4равна 1, а остальные равны 0. Таким образом, условие 2 имеет вид:

x1j + x2j + x3j  + x4j  = 1, j = .