В 330 году император Константин I Великий перенёс столицу Римской империи на Восток, в небольшой город Византий, который был за несколько лет отстроен с небывалой быстротой и пышностью. Новая столица была переименована в Константинополь. В результате Окончательного раздела империи в 395 г. в Восточную её часть вошли Балканский полуостров, Малая Азия, Северная Месопотамия, часть Армении, Сирия, Палестина, Египет, Киренаика, отдельные районы Аравии, а также Кипр, Родос, Крит и другие острова Восточного Средиземноморья. Византии принадлежал ряд важных городов-государств на Крымском полуострове и на Кавказе. В V в. в её состав вошли Иллирия и Далмация. «На этих территориях жили греки, даки, фракийцы и иллирийцы, армяне, грузины, эллинизированные малоазийские племена, сирийцы, евреи, копты, романизированные этнические группы разного происхождения. Грекам принадлежало, однако, главенствующее положение и греческий язык был наиболее распространённым» [4, с.56]. Но племена и народы огромной империи сохраняли свой язык, обычаи, культуру. Значительно меньше элинизация коснулась восточных провинций империи.
Восточную Римскую империю в исторической науке принято называть Византийской, но надо сказать, что сами её жители называли империю Ромейской или Римской.
К VI в. положение Империи было довольно сложным. Много сил и средств отнимала борьба с внешними её врагами – готами, аварами, славянами, персами. Внутреннее спокойствие империи нарушали многочисленные восстания её жителей. Не смотря на то, что христианство было официальной религией Византийской империи, обязательной для всех её подданных, саму Церковь потрясали различные ереси и борьба с ними зачастую принимала политический характер, выходя за рамки церковной жизни.
Целью данной работы можно назвать рассмотрение двух хорошо известных православному христианину трудов VΙ в. – «Луга духовного» Иоанна Мосха и поучений и посланий аввы Дорофея – не столько как назидательную в духовной жизни литературу, но, прежде всего, как исторические памятники периода раннего средневековья Византийской империи. По очень немногим сведениям, собранным в этих двух книгах, будет предпринята попытка осветить две основные стороны жизни восточных провинций империи, хотя и неразрывно связанные между собой, – светскую и церковную.
Восточные провинции империи с их христианскими святынями и множеством монастырей всегда представляли особую ценность для империи. Каково же было их состояние в столь сложное для государства время, как VI, начало VII века?
Все рассматриваемые в работе вопросы будут разделены на две основные темы, освещающие церковную и светскую жизнь империи. Значительное место в работе будет отведено вопросу о монастырской жизни того времени, развития монастырского хозяйства. Каковы были взаимоотношения монашествующих и мирян и какое влияние оказывало монашество на общество? Как вообще монастыри были связаны с внешним миром?
«Трудность управления столь разнообразным племенным составом восточных провинций со стороны органов центрального правительства усугублялась тем обстоятельством, что громадное большинство населения Сирии и Египта и некоторая часть восточной Малой Азии крепко держались арианства с его последующими разветвлениями» [3, с.147]. Как же повлияли на внутреннюю жизнь восточных провинций еретические смуты?
Несомненно, на ход событий в Восточных провинциях влияли постоянные вторжения соседствующих с империей кочевых народов. Переросшие в крупные войны конфликты привели к разрушению некоторых значимых городов и к ослаблению целых регионов.
Как, в итоге, изменилась жизнь империи в связи с тем, что войны на Востоке привели к утрате ею этих областей?
Одним из рассматриваемых в работе письменных источников являются поучения и письма преподобного аввы Дорофея. О времени жизни святого, а, следовательно, и появления его поучений мы можем судить из косвенных свидетельств, например, «схоластика Евагрия, который в своей церковной истории, писанной, как известно, около 590 года, упоминает о современнике и наставнике преп. Дорофея, великом старце Варсануфие, говоря, что «он ещё живёт, заключившись в хижине» [1, с.III]. Отсюда следует, что жил он в конце VI – начале VII века. О жизни аввы Дорофея нам известно только то, что донесли до нас его поучения. Раннюю молодость он провёл в изучении светских наук. «Он хорошо знал произведения языческих писателей, но несравненно более писания св. отцов и учителей Церкви… и многих знаменитых подвижников первых веков христианства» [1, с.VII]. Девять лет преподобный провёл в монастыре аввы Серида, имея послушание принимать странников. После кончины игумена Серида и своего наставника, Иоанна Пророка, когда общий их наставник Варсануфий великий затворился в своей келии, авва Дорофей ушёл из общежительного монастыря, став игуменом нам неизвестно какой обители. К этому времени и относятся дошедшие до нас двадцать одно его поучение и несколько посланий.
Основное место в них отведено вопросам духовной жизни, актуальным не только для монашествующих, но и для любого благочестивого Христианина. Но, помимо вопросов духовного совершенствования, больше всего сведений из поучиений преп. Дорофея мы можем почерпнуть о монастырской жизни того времени – об устройстве и управлении монастырей, о трудах, которыми были заняты их обитатели, об их связи с внешним миром.
Автором второго рассматриваемого произведения конца VI, начала VII века – «Луга духовного» – вне всякого сомнения является блаженный Иоанн Мосх. Нам неизвестны год и место его рождения. Из его труда можно заключить, что он отличался обширными познаниями: «высшие вопросы религии и философии, глубокие и духовные опыты – вот к чему лежала душа его,.. Стремление к Богу и высшему нравственному совершенству руководило его научными занятиями» [2, с.XV]. Примерно с 568 по 579 годы блаж. Иоанн провёл в обители св. Илии на пустынном берегу Иордана. В годы правления императора Тиверия (578 - 582) Иоанн отправился в Египет на помощь Александрийскому патриарху Евлогию, предшественнику св. Иоанна Милостивого, в его борьбе со смутами, возбуждаемыми монофизитской ересью. К концу VI в. Иоанн возвращается в Палестину, где в обители св. Феодосия знакомится со своим учеником Софронием, будущим Иерусалимским патриархом. Они принимают решение посетить знаменитые обители Востока с целью познания вопросов духовной жизни во всех её проявлениях. Примерно за два десятилетия путники посетили прежде всего палестинские обители преп. Герасима, «Башен», Каламонскую, св. Петра, Евнухов, Евфимия Великого, св. Саввы, мон. в окрестностях Мёртвого моря. Далее их путь лежал в Антиохию и Киликию. Около 607 г., во время патриаршества свт. Иоанна Милостивого они прибыли в Александрию, а затем посетили Нитрийскую пустыню и Фиваиду. Из Египта блаж. Иоанн отправился уже с двенадцатью учениками на острова Кипр и Самос и около 619 г. они прибыли в Константинополь.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.