Города в восточных провинциях империи были более крупными и развитыми, чем в западных и не переживали упадка. Они являлись средоточием развития ремесла и торговли. В одном из своих повествований блаж. Иоанн упоминает о неком наезднике Филереме, побеждённом в состязаниях. «Зрелища цирка, – поясняет автор примечаний, – чрезвычайно были распространены в Римской империи» [2, с.183]. После того, как христианское правительство империи запретило гладиаторские бои, бег на колесницах оставался единственным зрелищем в цирке. Около возниц, одевавшихся в одежды четырёх цветов, постепенно образовывались партии, имеющие прекрасную организацию и всегда соперничавшие с партиями других цветов. «Мало-помалу цирковые партии, называвшиеся в византийское время димами, превратились в партии политические, которые сделались выразительницами того или иного политического, или общественного, или религиозного настроения,.. которое иногда имело обязательную силу для правительства. Император иногда являлся в цирк и давал толпе объяснения» [3, с 221]. Кроме того, разные димы представляли и разные классовые интересы. Но, с другой стороны, можно отметить, что «ничто так не указывает на всеобщий упадок нравственности, особенно в больших городах,.. как распространённость игр цирка и всеобщий интерес, ими возбуждаемый» [2, с.183].
В восточных провинциях по сравнению с западными гораздо меньшая роль отводилась рабскому труду. Однако, в одном из поучений аввы Дорофея мы видим, что ещё в VI в. использовался труд невольников: «…некогда было такое происшествие. В некоторый город прибыл корабль с невольниками, а в городе том жила одна святая дева…» [1, с.88]. Широко использовался труд вольнонаёмных рабочих. Так, Иоанн Мосх говорит о старце, который «…нанялся за подённую плату к одному земледельцу» [2, с.217] или о двух братиях, которые «нанялись за плату работать при постройке» [2, с.149].
Первым императором, современнником описываемых в «Луге духовном» событий, был Юстиниан Великий (527 – 565). Его почти сороколетнее правление было очень сложным. Но он много сделал для своего государства. Достаточно сказать, что именно Юстинианом было собрано и классифицировано знаменитое римское право.
Юстиниан Великий вступил на престол, как наследник римских цезарей, как император римский и христианский, и, следовательно, считал своим священным долгом восстановить единую империю в границах I – II веков и насаждать правую веру среди неверных – еретиков и язычников. Этим объясняется множество завоевательных и оборонительных войн, которые он проводил. Надо сказать, что к тому времени империя понесла огромные территориальные потери в результате «великого переселения народов».
Одна из войн, о которой так говорит блаж. Иоанн Мосх: «Во время войны в Африке с мавританцами мы потерпели поражение от варваров и подверглись преследованию, во время которого многие из наших были убиты» [2, с.26 – 27] была чрезвычайно трудной. Началась она в 533 – 534 гг. Возглавляемым талантливым полководцем Велизарием войскам удалось одержать ряд блестящих побед и завоевать территории вандалов. Но когда большая часть войск была отозвана, вспыхнуло восстание берберов. Для восстановления импраторской власти потребовалось ещё 14 лет. «говорят, что в царствование Юстиниана Африка потеряла до пяти миллионов жителей» [2, с.27], пишет автор примечаний к «Лугу духовному». Эта война стала возможной благодаря заключённому в 532 г. миру с персами, столкновения с которыми постоянно происходили на восточных границах империи. В результате её «…большая часть северной Африки, Корсика, Сардиния и Балеарские острова подчинились Юстиниану» [3, с.199]. А после другой двадцатилетней ещё более опустошительной войны с остготами, в 554 году, Италия, Далмация и Сицилия были воссоединены с империей. В сражениях с остготами была отвоёвана часть Пиренейского полустрова. Территория империи удвоилась.
«Но несмотря на эти громадные успехи, разница между замыслами Юстиниана и действительными результатами была очень значительна: Западную Римскую империю в её целом ему возвратить не удалось. Вне его власти остались западная часть северной Африки, Пиренейский полуостров, северные части остготского государства к северу от Альп,.. вся Галлия» [3, с.201]. Удержать порядок на столь огромной территории можно было только силой, а императорская власть далеко не во всех её частях была одинаково крепка. Бесконечные войны гибельно сказались на состоянии государства. “Благодаря его общей внешней политике имперя должна была пережить тяжёлый внутренний хозяйственный кризис” [3, с.205].
“…Юстиниан не понимал значения восточной границы и восточных провинций, где находился настоящий жизненный интерес Византии” [3, с. 205]. А между тем именно восточным провинциям постоянно угрожали персы, несмотря на неоднократно заключаемый с ними мир. В результате персы в 611 г. предприняли завоевание Сирии, до основания разорив такие важные города Востока, как Антиохия и Дамаск. В апреле 614 г. персидские войска после двадцатидневной осады разграбили и практически уничтожили главный город Палестины Иерусалим.
Академик П.Н.Кондаков говорит, что персидское завоевание Палестины “разорило земледелие, обезлюдило города, уничтожило или на время, или навсегда монастыри и лавры, прекратило торговлю. Этим нашествием освободились от прежних уз и страха грабительские племена арабов, и они приготовились к сплочению в будущем и повсеместному нашествию” [3, с.269]. О нападениях арабов многократно упоминает в своих записках Иоанн Мосх, называя их сарацинами[1] (главы 21, 99). В качестве примера можно привести историю, рассказанную самим сарацином, о том, как он простоял двое суток, так и не сумев причинить никакого вреда монаху (гл. 133). Однако, как замечает авва Дорофей, «…если кто достиг успокоения, то и сарацинское сердце Бог вразумит оказать ему милость» [1, с.224]. Но наиболее интересно упоминание о предводителе сарацин Намесе, производившем грабежи и разбои в царствование благочестивого императора Маврикия (582 - 602) (гл. 155).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.