С первых же времён существования христианской Церкви в ней стали возникать разного рода лжеучения и расколы. Поначалу это были некие примеси к христианскому учению черт языческого либо иудейского мировоззрения. Но затем разного рода разветвления, получившие название ересей, стали возникать на почве собственно христианства.
Наиболее распространёнными на Востоке в рассматриваемое нами время, VI начало VII века, были ереси несторианства и монофизитства. Ересь Нестория, учившего, что Господь Иисус Христос был человеком, с которым Божество соединилось и обитало в Нём, как в храме, была осуждена III Вселенским собором, созванным императором Феодосием II Младшим (408 – 450 гг.) в Ефесе ещё в 431 г. О брате, который придерживался несторианства, но пришёл к православному старцу за духовными наставлениями, повествует нам Иоанн Мосх (гл. 26).
Ревностным противником Нестория стал константинопольский архимандрит Евтихий, который уклонился в противоположную крайность и начал учить, что человечество в Иисусе Христе было полностью поглощено Божеством и, следовательно, в Нём должно признавать только божественное естество (откуда и получила название ересь монофизитства). IV Вселенский Собор, созванный в Халкидоне в 451 г. императором Маркианом (450 – 457гг.) по инициативе папы Римского Льва Великого, осудил Евтихия и его единомышленников.
Но монофизитские волнения в Церкви ещё долгое время не прекращались. «В Сирии, в Палестине, – говорит автор примечаний к «Лугу духовному», – евтихиане производили бунты и возмущали народ. Мир пустынных обителей был нарушен. Дело ни раз доходило до кровопролития…» [2, с.4]. Иоанн Мосх упоминает об Архиепископах Антиохийском Флавиане и Иерусалимском Илии, сосланных за приверженность истинне православной веры, утверждённой отцами Халкидонского Собора императором Анастасием (491 – 518гг.), не принявшим его вероопределений (гл. 35). Место патриарха Флавиана на Антиохийской кафедре занял Север, внесший огромный вклад в формирование монофизитского богословия. Даже после изгнания его с кафедры в 518 г., когда к власти пришёл православный император Юстин I Старший (518 – 528), Север ещё более двадцати лет проводил напряжённую деятельность не только в Антиохии, но и в Константинополе, сплачивая вокруг себя партию единомышленников. О секте Севера акефала упоминается, например, в 48 и 49 главах «Духовного луга».
Одна из описанных в «Луге духовном» историй говорит о четырёх Вселенских Соборах (гл. 78), вероятно, потому, что старец, о котором в ней идёт речь, жил раньше 553 года, когда в годы правления императора Юстиниана Великого был созван V Вселенский собор, окончательно осудивший все крайности несторианства и монофизитства и разрешивший споры о «трёх главах».
Но и после V Вселенского Собора не утихли монофизитские волнения. Иоанн Мосх рассказывает об удивительном явлении епископу Феодору, синкеллу предстоятеля Александрийской Церкви Евлогия (590 – 607гг.), папы Льва Великого (гл. 148). При св. Евлогии различные евтихианские секты делали попытки объединиться между собой и он был неутомимым, ревностным борцом с ними. Папа Лев, голос которого решительно звучал в Церкви Восточной в защиту Православия, благодарил в этом видении папу Евлогия за его деятельность.
Можно отметить, что спутник Иоанна Мосха, св. патр. Софронмй, вступив в управление иерусалимской кафедрой ревностно боролся с монофелитством, «но уже надвигалась грозная туча, которая и доселе омрачает Восток: магометанство» [2, с.124].
Начиная с 520 года обители Палестины были возмущаемы спорами о некоторых мнениях Оригена, знаменитого александрийского учителя III в., именно, о предсуществовании душ, о переселении их после смерти, о вечности мучений и др. Оригенизм зародился среди иноков Новой лавры. Во главе оригенистов стоял инок Нонн, мистического образа мыслей, одарённый восторженным красноречием. Скоро оригенизм распространился и в другие обители Палестины. Однако, среди иноков явились и ревностные противники оригенизма. Началась ожесточённая борьба, сопровождавшаяся взаимными укоризнами, побоищами и кровопролитием. Патриархи александрийский и антиохийский не в силах были сладить со смутами. Тогда император Юстиниан Великий написал письмо к константинопольскому патриарху Мине, в котором, порицая мнения Оригена, предлагал Патриарху собрать поместный Собор. После смерти патриарха Петра, на иерусалимскую кафедру возведён был Макарий «дерзостию иноков Новой лавры», которые держались оригенизма. Но император Юстиниан приказал низложить его и назначил по указанию настоятеля лавры св. Саввы Конона Евстохия, который был экономом александрийской церкви (544 – 563). Евстохий послал своими представителями на Собор: настоятеля монастыря св. Феодосия и (трёх) епископов. На поместном Соборе, под председательством патриарха Мины, мнения Оригена были осуждены и против них произнесено 15 анафем. Получив соборные постановления патриарх Евстохий в течении восьми месяцев тщетно уговаривал оригенистов отказаться от своих заблуждений. Иноки Новой лавры не хотели слушать никаких вразумлений. Тогда патриарх послал против Новой лавры правителя Анастасия с отрядом войска. Лавра взята была приступом, иноки её были изгнаны из Палестины, а на их место были поселены православные иноки из наиболее известных обителей Палестины. Именно об этом изгнании говорит Иоанн Мосх в четвёртой главе «Луга». В их числе, как отмечает прот. М.Хитров, был Кирилл Скифопольский, составивший впоследствии жизнеописания великих подвижников Палестины [2, с.11]. Евстохий, по проискам оригенистов, также был низложен в 563 году, и на его место вновь был возведён Макарий (563 – 574), который при вторичном своём избрании на патриаршество, осудил мнения Оригена.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.