И если ещё при жизни Мухамеда лишь отдельные отряды бедуинов переходили византийскую границу, то уже при втором халифе Омаре арабами были захвачены Сирия и Палестина. Можно отметить, что в 638 г., когда патриархом Иерусалимским был св. Софроний (634 - 644), спутник и соратник Иоанна Мосха, Иерусалим был захвачен арабами. «Два года Иерусалим защищался. Когда все средства у осаждённых истощились, патриарх сам явился в стан арабского предводителя и объявил, что город сдаётся не иначе, как на условиях, и притом самому халифу Омару» [2, с.124].
В нескольких главах «Луга духовного» его автор говорит о столкновениях с варварами[2]. Наиболее интересен случай чудесного вразумления варваров, пожелавших убить подвизающегося в дупле дерева отшельника (гл. 70). Часто их нападения, оставляющие полностью разгромленные местности, заставляли иноков переходить на другие места жительства (гл. 55). О другом иноке повествуется, что он в течении тридцати пяти лет не выходил из скита, пока варвары, пришедшие в те места не разорили его убежище (гл. 152).
Однажды в записках Мосха упоминаются мазики[3], разорившие Ливийский Оазис, расположенный к западу от Фиваиды, многих обитателей которого они умертвили или взяли в плен (гл. 112).
Можно предположить, что разбойные нападения осуществлялись не только соседствующими народами, но и местными жителями, жаждущими лёгкой наживы. «Дорога из Иерусалима в Иерихон, – поясняет автор примечаний, – крутая и узкая, пробитая чрез обрывистое ущелье, была страшно утомительна. Она была очень опасна по причине разбоев” [2, с.30].
Длительная война против персов, затем нашествие арабов, а в конце VII в. болгар заставило императоров предпринять реформирование управления. Гражданская и военная власть была сосредоточена в руках одного лица, стратига. Провинция получила наименование фема (от названия корпуса армии, расположенного в определённом регионе).
Уже с самых ранних времён существования христианства многие, пламенеющие любовию к Богу отрекались от всех богатств и удовольствий мира и удалялись в пустынные места для того, чтобы иметь возможность со всей отдачей служить Господу. «Они поняли, что находясь в мире, не могут удобно совершать добродетели и намыслили себе особенный образ жизни, особенный порядок провождения времени, особенный образ действования, – словом, монашеское житие и начали убегать от мира и жить в пустынях, (подвизаясь) в постах, во бдениях, спали на голой земле и (терпели) другое злострадание, совершенно отрекаясь от отечества и сродников, имений и приобретений; одним словом, распяли себя миру» [1, с.31].
Но протопресвитер А.Шмеман в своём труде «Исторический путь православия» отмечает, что «в эпоху гонений сама принадлежность к христианству уже «отделяла» человека от мира и его жизни. «Достаточно представить себе, – пишет историк монашества, – положение первых христианских общин внутри языческого мира, их полное отделение от общественной жизни,.. то ограниченное пространство, в котором протекала их внешняя жизнь, чтобы убедиться в «монашеском» характере раннего христианства, жившего внутри мира, но в отделении от него» [6, с.146]. Возможно, поэтому, когда в годы правления имп. Константина Великого христианство стало государственной религией и восторжествовало внешнее благополучие и спокойствие Церкви, начавшийся среди её чад внутренний разлад заставлял ещё большее число христиан уединяться для совершенного служения Богу.
Первым христианским отшельником был преп. Павел, проживший более ста лет в Фиваидской пустыне. Но основоположником монашества считается преп. Антоний Великий. Множеству собравшихся вокруг него учеников он не предписывал внешних правил, уделяя больше внимания глубокому внутреннему благочестию. Начало же правильному общежитию, или жизни в киновиях (от греч. κοινοβιον, κοινος – общий и βιος - жизнь), положил св. Пахомий, создавший первый, взятый за основу монашеского жития, устав. Почти одновременно появились и женские обители.
Основателями ещё одного вида монашеского жития были Макарий и Аммон. В лаврах (само название которых происходит от греческого слова λαυρα – дорога, переулок) иноки подвизались в отдельных келиях, расположенных на определённом расстоянии одна от другой вокруг жилища аввы и лишь в первый и последний дни недели собирались вместе на богослужение. К совершенному уединению и безмолвию большинство приходило только после периода жизни в лавре.
Одно из поучений преп. аввы Дорофея обращено к келиотам, под именем которых разумеются монахи, живущие в отдельно построенных келиях, но не всегда в строгом отшельничестве (поуч. 16).
Из поучений преп. Дорофея мы многое можем узнать о жизни именно общежительных монастырей. Вот, например, что он говорит о самой внутренней основе жизни в них: “Чем кажутся вам общежития? Не суть ли они одно тело, и (все составляющие общежитие) члены друг друга. Правящие и наставляющие суть глава; наблюдающие и исправляющие – очи; пользующие словом – уста; слушающие их – уши; делающие – руки, а ноги суть посылаемые и исполняющие служение” [1, с.94].
И киновии, и лавры возглавлялись аввой или игуменом. Святое Писание, говорит в своих поучениях преп. авва Дорофей, «увещевает нас не полагаться на самих себя, не считать себя разумными, не верить тому, что можем сами управлять собою, ибо мы имеем нужду в помощи, нуждаемся в наставляющих нас по Бозе. Нет несчастнее и ближе к погибели людей, не имеющих наставника в пути Божием… Лист сначала всегда бывает зелен, цветущ и красив, потом постепенно засыхает, падает и, наконец им пренебрегают и попирают его. Так и человек, никем не управляемый, сначала всегда имеет усердие к посту, ко бдению, к безмолвию, послушанию другим добрым (людям); потом усердие это мало-помалу охладевает и он, не имея никого, кто бы наставлял его, поддерживал и воспламенял в нём это усердие, (подобно листу) нечувствительно изсыхает, падает и становится, наконец, подвластным и рабом врагов, и они делают с ним, что хотят» [1, с. 76]. Прежде чем самому возглавить монастырь, авва Дорофей много лет провёл в общежитии, «и открывал все свои помыслы старцу авве Иоанну…» [1, с. 81]. Но в то же время, огромная ответственность возлагается на игумена монастыря. Преп. Дорофей говорит: «если ты настоятель братии, пекись о них с сокрушенным сердцем…” [1, с.193].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.