Византийский Восток по памятникам монашеской литературы VII века, страница 7

Нужно сказать, что к деяниям V Вселенского Собора были присое­ди­не­ны деяния поместного Константинопольского собора, осудившего Оригена и имя его упоминается в одном из его анафематствований.

Но из записей блаж. Иоанна Мосха мы видим, что монашествующие не всегда являлись возмутителями спокойствия и распространителями ересей, но чаще, напротив, именно они играли решающую роль в борбе с ними. Толь­ко тяжкие обстоятельства смутных времён, когда еретики производили всюду соблазны и волнения, могли побудить столпника к тому, чтобы дока­зы­вать истинность своей веры чудесным указанием свыше (гл. 29).


заключение.

Изучение двух интереснейших с точки зрения всякого православного хрис­ти­анина памятников монашеской литературы показало, что из их содер­жа­ния о светской жизни Византийской империи второй половины VI – нача­ла VII века можно сделать только косвенные выводы. Здесь не обойтись без знания исторической конвы, на фоне которой происходили все описываемые авторами события.

Множество войн, которые проводила Византийская империя в VI – VII веках не могли не оставлять отпечатка на жизни всего общества. Дляя содер­жа­ния армии нужны были средства, источником которых становились расту­щие налоги и дороговизна. Мирное население и особенно обитатели множес­тва восточных монастырей вынуждены были перебираться на другие места жи­тельства. Но, с другой стороны, утвердившеяся в еретических убеждениях часть населения восточных провинций с радостью встречала персидских, а за­тем мусульманских завоевателей, надеясь, что им будет лучше под властью язычников, нежели Православной Византийской империи.

В результате завоевания арабами огромной части Византийской импе­рии на её территории на многие годы остался единственный патриарх – Кон­стан­тинопольский – и роль его в жизни всего общества, конечно, возросла. «Он руководил всей религиозной политикой Византии – обычно в согласии с императором. Патриарх располагал мощными средствами воздействия на им­пе­раторов. Он мог оспаривать и порицать с высоты амвона храма св. Софии действия правительства, мог отлучить императора от Церкви, наложить на не­го тяжёлое покаяние, запретить ему вход в церковь на более или менее дли­тельный срок… Таким образом, патриарх обладал огромным автори­те­том». [4, с.72 - 73].

Однако, и императоры оказывали огромное влияние на жизнь Церкви. Им­ператор Юстиниан Великий полагал, что «хороший порядок в церкви – оп­лот империи» и, согласно этому принципу, считал первой обязанностью го­сударя «сохранять нетронутой чистую христианскую веру, защищать про­тив всякого потрясения государство святой великой Апостольской Церкви» [4, с.77]. И действительно, этим руководствовались византийские импера­то­ры на протяжении всего существования империи.

Другой могущественной силой в империи становилось монашество. В одной из своих Новелл император Юстиниан писал, что монашество является «не только по природе своей святым, так как оно приводит души к Богу и, сле­до­вательно, спасительно для тех, кто принимает иноческий чин, но и по­лез­ным всему обществу святостью нравов и молитвами, которые оно обращ­а­ет к Богу… Если эти чистые руки и святые души молятся за империю, армия бу­дет крепка, благополучие империи упрочится, землиделие и торговля бу­дут процветать под благодетельным влиянием Божиим» [4, с.73] и, надо ска­зать, что значительная часть общества было абсолютно согласно с этим мне­ни­ем. Не взирая на то, что иногда именно среди монашествующих зарож­да­лись какие-либо неправильные взгляды на христианские истины, мы видим, что именно голос монашества звучал всё более сильно в защиту Право­сла­вия. Так, нам хорошо известно, что именно монахи играли важную роль в борь­бе Церкви за иконопочитание.

«Ничто, – по мнению императора Юстиниана Великого, – не может быть бо­лее угодно Богу, чем согласие всех христиан в еди­ной и чистой вере» [4, с.77].


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Источники.

1.  Авва Дорофей. Поучения, послания, вопросы, ответы. Казань, 1895 (репр. изд.).

2.  Блаж. Иоанн Мосх. Луг духовный. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Сергиев Посад, 1915 (репр.)

Научная литература.

3.  Васильев А.А. История Византийской империи. Исследования. Время до крестовых походов (до 1081 г.). «Алетейя», С-Пб., 1998.

4.  Ш.Диль. Основные проблемы византийской истории. Под ред. проф. С.Д. Сказкина. Издательство иностранной Литературы, М.,1947.

5.  Энциклопедический словарь. Под. ред. Арсеньева К.К., Петрушевского Ф.Ф. С-Пб., 1890 – 1907.

6.  Прот. А. Шмеман. Исторический путь Православия. «Паломник», М., 1993 (репр.).

7.  История средних веков. Под. ред. Н.Ф.Колесницкого. «Просвещение», М., 1980.

8.  Прот. Валентин Асмус История Церкви. Курс лекций. ПСТБИ, М., 1998.


Тема: «Византийский Восток по памятникам монашеской литературы VII века».

Оценка – 3.

«Удачна попытка студентки показать монашеский восток по источникам, а не по литературе. Однако, многие проблемы не нашли отражения. Следовало бы гармонически соединить данные источников и историографии. Недостаточен круг неиспользованной литературы».



[1] Сарацины (σαταχινοι) – народ, живший на севере Аравии. «Название это, означающее пер­воначально разбойническое кочующее племя, уже в начале средних веков рас­про­стра­не­но было христианскими писателями на всех арабов, а затем стало означать вообще всех мусульман. Происхождение этого слова остаётся невыясненным» [5, т.28, с.420].

[2] Варвары (βαρβαροι) – этим именем греки называли всех, не принадлежащих к их народ­но­с­ти, придавая ему оттенок пренебрежения. Римляне этим же именем называли не греков и не римлян. Но в конце империи в виду частых столкновений с германцами, этот термин прилагался преимущественно к ним [5, т.5А , с.510].

[3] африканские варвары, берберы (2, с.138).