Нужно сказать, что к деяниям V Вселенского Собора были присоединены деяния поместного Константинопольского собора, осудившего Оригена и имя его упоминается в одном из его анафематствований.
Но из записей блаж. Иоанна Мосха мы видим, что монашествующие не всегда являлись возмутителями спокойствия и распространителями ересей, но чаще, напротив, именно они играли решающую роль в борбе с ними. Только тяжкие обстоятельства смутных времён, когда еретики производили всюду соблазны и волнения, могли побудить столпника к тому, чтобы доказывать истинность своей веры чудесным указанием свыше (гл. 29).
Изучение двух интереснейших с точки зрения всякого православного христианина памятников монашеской литературы показало, что из их содержания о светской жизни Византийской империи второй половины VI – начала VII века можно сделать только косвенные выводы. Здесь не обойтись без знания исторической конвы, на фоне которой происходили все описываемые авторами события.
Множество войн, которые проводила Византийская империя в VI – VII веках не могли не оставлять отпечатка на жизни всего общества. Дляя содержания армии нужны были средства, источником которых становились растущие налоги и дороговизна. Мирное население и особенно обитатели множества восточных монастырей вынуждены были перебираться на другие места жительства. Но, с другой стороны, утвердившеяся в еретических убеждениях часть населения восточных провинций с радостью встречала персидских, а затем мусульманских завоевателей, надеясь, что им будет лучше под властью язычников, нежели Православной Византийской империи.
В результате завоевания арабами огромной части Византийской империи на её территории на многие годы остался единственный патриарх – Константинопольский – и роль его в жизни всего общества, конечно, возросла. «Он руководил всей религиозной политикой Византии – обычно в согласии с императором. Патриарх располагал мощными средствами воздействия на императоров. Он мог оспаривать и порицать с высоты амвона храма св. Софии действия правительства, мог отлучить императора от Церкви, наложить на него тяжёлое покаяние, запретить ему вход в церковь на более или менее длительный срок… Таким образом, патриарх обладал огромным авторитетом». [4, с.72 - 73].
Однако, и императоры оказывали огромное влияние на жизнь Церкви. Император Юстиниан Великий полагал, что «хороший порядок в церкви – оплот империи» и, согласно этому принципу, считал первой обязанностью государя «сохранять нетронутой чистую христианскую веру, защищать против всякого потрясения государство святой великой Апостольской Церкви» [4, с.77]. И действительно, этим руководствовались византийские императоры на протяжении всего существования империи.
Другой могущественной силой в империи становилось монашество. В одной из своих Новелл император Юстиниан писал, что монашество является «не только по природе своей святым, так как оно приводит души к Богу и, следовательно, спасительно для тех, кто принимает иноческий чин, но и полезным всему обществу святостью нравов и молитвами, которые оно обращает к Богу… Если эти чистые руки и святые души молятся за империю, армия будет крепка, благополучие империи упрочится, землиделие и торговля будут процветать под благодетельным влиянием Божиим» [4, с.73] и, надо сказать, что значительная часть общества было абсолютно согласно с этим мнением. Не взирая на то, что иногда именно среди монашествующих зарождались какие-либо неправильные взгляды на христианские истины, мы видим, что именно голос монашества звучал всё более сильно в защиту Православия. Так, нам хорошо известно, что именно монахи играли важную роль в борьбе Церкви за иконопочитание.
«Ничто, – по мнению императора Юстиниана Великого, – не может быть более угодно Богу, чем согласие всех христиан в единой и чистой вере» [4, с.77].
1. Авва Дорофей. Поучения, послания, вопросы, ответы. Казань, 1895 (репр. изд.).
2. Блаж. Иоанн Мосх. Луг духовный. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Сергиев Посад, 1915 (репр.)
3. Васильев А.А. История Византийской империи. Исследования. Время до крестовых походов (до 1081 г.). «Алетейя», С-Пб., 1998.
4. Ш.Диль. Основные проблемы византийской истории. Под ред. проф. С.Д. Сказкина. Издательство иностранной Литературы, М.,1947.
5. Энциклопедический словарь. Под. ред. Арсеньева К.К., Петрушевского Ф.Ф. С-Пб., 1890 – 1907.
6. Прот. А. Шмеман. Исторический путь Православия. «Паломник», М., 1993 (репр.).
7. История средних веков. Под. ред. Н.Ф.Колесницкого. «Просвещение», М., 1980.
8. Прот. Валентин Асмус История Церкви. Курс лекций. ПСТБИ, М., 1998.
Тема: «Византийский Восток по памятникам монашеской литературы VII века».
Оценка – 3.
«Удачна попытка студентки показать монашеский восток по источникам, а не по литературе. Однако, многие проблемы не нашли отражения. Следовало бы гармонически соединить данные источников и историографии. Недостаточен круг неиспользованной литературы».
[1] Сарацины (σαταχινοι) – народ, живший на севере Аравии. «Название это, означающее первоначально разбойническое кочующее племя, уже в начале средних веков распространено было христианскими писателями на всех арабов, а затем стало означать вообще всех мусульман. Происхождение этого слова остаётся невыясненным» [5, т.28, с.420].
[2] Варвары (βαρβαροι) – этим именем греки называли всех, не принадлежащих к их народности, придавая ему оттенок пренебрежения. Римляне этим же именем называли не греков и не римлян. Но в конце империи в виду частых столкновений с германцами, этот термин прилагался преимущественно к ним [5, т.5А , с.510].
[3] африканские варвары, берберы (2, с.138).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.