Последние два года своей жизни Иоанн Мосх (= 622 г.) с учениками провёл в Риме. Тут-то он привёл в порядок свои записи и посвятил и передал их своему другу и спутнику Софронию. Вот как говорит о своем труде учитель ученику: «Ты найдёшь в нём добродетели святых мужей, просиявших в наше время,.. Срывая из цветов неувядающего луга наиболее прекрасные, я сплёл для тебя венок и подношу его тебе, вернейшее чадо, а чрез тебя и всем… Добродетельной жизни и нравственному совершенствованию способствуют не только размышления о божественных предметах, правая вера и твёрдость в ней, но также и описание святой жизни других» [2, с.1 – 2].
Множество собранных в этих записках удивительных и поучительных историй могут послужить для назидания всех, ревнующих о духовных подвигах.
Если в поучениях аввы Дорофея мы находим какие-то сведения о жизни по большей части общежительных монастырей, в которых и прошла вся его жизнь, то из записей путешественника по разным краям и обителям мы больше узанём и о других видах монашеского жития, о быте не только монашеском, но и некоторых других слоёв общества, о положении Церкви, раздираемой изнутри еретиками. Мы можем так же заключить о бедственном положении империи из-за множества проводимых ею войн и постоянных нападениях со стороны жителей приграничных земель, о которых упоминает автор «Луга духовного».
Основным использованным в работе над докладом трудом является «История Византийской империи , охватывающая период времени до Крестовых походов (до 1081 г.) известного русского византииста и арабиста Александра Александровича Васильева (1867 – 1953 гг.), которая вышла недавно в серии «Византийская библиотека». Этой книге «свойственны два основных качества – яркость, живописность, образность изложения,.. а также скрупулёзнейшая научная точность… в характеристике исторических фактов, событий и процессов» [3, с.4].
В работе была использована одна из многочисленных исследовательских работ французского историка и искусствоведа Шарля Диля (1859 - 1944) «Основные проблемы византийской истории», «Les grands problemes de l’histoire byzantine», вышедшей в 1943 г. «В этой работе Диль поставил перед собой задачу подвести итоги многолетней исследовательской работы византинистов всех стран по различным проблемам византийской истории… определить место, принадлежащее Византии в истории средних веков» [4, c.12]. Особенно помогла эта книга в подведении выводов в изложенном материале.
Неоценимую помощь в работе оказали вступительные статьи и комментарии к «Лугу духовному» прот. М.И.Хитрова, которые позволили лучше сориентироваться в исторической обстановке того времени, понять, о каких личностях и исторических событиях идёт речь в той или иной главе.
Для составления примечаний, поясняющих, какие народы имеются ввиду под тем или иным названием, был использован Энциклопедический словарь издания Брокгауза и Эфрона. Не смотря на то, что издан он уже более ста лет назад, огромное колличество информации, в нём содержащейся, не утратила своего значения и с наши дни.
Реформы в системе государственного управления, характеризующиеся чётким разграничением гражданской и военной власти и строгой её централизацией, были проведены императорами Диоклетианом и Константином в начале IV в. Они не были для Империи чем-то новым и совершенно неожиданным, но явились логическим завершением длительного исторического процесса.
При Диоклетиане все провинции стали подчиняться императору. Из 57 крупных провинций он сделал 96. Определённое число небольших новых соседствующих провинций было сгруппировано в тридцать крупных диоцезов, возглавляемых гражданскими лицами. В теченнии IV векаа они были сгруппированы в целях гражданского управления в четыре префектуры под руководством префекта претория. Губернаторы провинций исполняли лишь административные и судебные функции. Однако в VI в. имп. Юстиниан счёл необходимым в некоторых восточных провинциях соединить функции гражданского и военного управления в целях сохранения порядка в руках одного лица.
В VI в. императорский дворец по-прежнему оставался центром политической и административной жизни Византийской империи. Многочисленный чиновнический аппарат, который перешёл в Византию, дожил до последних времён империи, хотя и с многочисленными изменениями как в самих должностях и титулах, так и в их названиях. Утратил своё значение Сенат, лишённый права участвовать в законодательной деятельности. Но существовала сенатская арестократия, разделённая на 18 разрядов, каждый из которых отвечал определённой должности. Эта знать занимала важное место в управлении империей, особенно при замещении шестидесяти высших должностей. Наиболее высокими были магистр, проконсул, патриций, протоспатарий и т.д.
В поучениях преп. Дорофея мы не находим никаких сведений о системе государственного управления империи. Лишь один раз, проводя аналогию с духовной жизнью, авва говорит: «Ибо как в палатах царских находятся великие и славные чины, напр. сенаторы, патриции, военачальники, градоначальники, члены тайного совета, и все они весьма почётные сановники, так в тех же палатах есть и некоторые другие чины, служащие из малого жалования; однако, и они называются слугами царскими и находятся внутри палат, хотя не пользуются славою оных великих (чинов),.. Случается же иногда, что и они, преуспевая, мало по малу получают великие и славные чины и саны» [1, с.216 – 217].
Возглавлял провинцию патриций или императорский наместник. Некоторые провинции с более беспокойным местным населением, нуждались в более сильной власти. Так, в Египте в руки гражданского его правителя августалия была передана и военная власть (августалий упоминается Иоанном Мосхом в 72 гл. его записок). Каждая провинция имела свои главные города, в которых, по всей видимости, сосредотачивалось всё их управление. Так, Мосх упоминает Аназарв, как главный город второй Киликии (гл. 51), Скифополь – второй главный город Палестины – Декаполя (гл. 50).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.