Апокалипсис. Авторство, каноничность и язык апокалипсиса

Страницы работы

Содержание работы

НОВЫЙ ЗАВЕТ          

Лекции на 4-м курсе Московской Духовной Академии

АПОКАЛИПСИС (А-с) привлекает внимание по целому ряду признаков: 1 – это последняя книга Библии. Это внешнее положение книги не случайно. А-с  повествует о конце мира и должен стоять в конце. Но Библию можно рассматривать и как летопись мира и как Закон Божий. В Библии много «жанров». Бытие рассказывает о сотворении мира и имеет эпохальные символы. Ева – символ женщины, матери, Матери Божией. Это «эпические мазки» – такой характер повествования. Через 2-3 поступка Адама дается его характер и весь жизненный путь. Так, фреска в храме не дает подробностей – их не разглядишь. Она пишется не на плоскости – она искажена, но смотрится как на плоскости. Те же законы  в повествовании об Адаме. Он был не такой как все люди, рожденные людьми и не бывшие в раю.  Адам же сотворен Богом, не принимая решений вступить ли в  брак, жить ли в раю. Он отстоит от нас на большом и временном отдалении, и изобразить его нужно по-особому. Эпически, крупными мазками. Этот стиль характерен для многих памятников древней литературы: летописей и проч. Наши летописи также двумя-тремя штрихами изображали князей, но «закваска» изображения идет на целые века.

Мы очень мало знаем о жизни первых людей, лишь рождение и смерть в особых обстоятельствах. Но их обряды очень эпические. Они стали символами для всей истории.

В Библии есть и другие способы изображения людей и событий – политический способ. Изображаются военные действия, гражданские, действия людей. Это, к сожалению, воспринимают как историю. Но с христианской точки зрения, главное -  возвращение в Рай. А интерес к государству имеет место лишь настолько, насколько государственные законы способствуют  спасению души, исполнению главной задачи.

Внешние события в Житии Антония Великого очень скудны: родился, услышал Евангелие, ушел в пустыню и умер. Но главное тут – внутренние переживания его души. Но преп. Антоний Великий оказал гораздо большее влияние на историю, чем какой-нибудь Цезарь-завоеватель, внешние действия которого описывали историки.

Есть в Библии и жанр притчи. На востоке притчи были способом общения, изъяснения, доказательств.

В Библии есть образцы высокой поэзии. Например, Песнь Песней, псалтирь, Песнь Пресвятой Богородицы. Есть пример диалога – в книге св. Иова, жанр теодицеи – оправдания Бога. Есть элементы условно сказочного повествования: решение Соломона относительно принадлежности ребенка. А-с  во всех своих частях представляет собой эпическое повествование, эпический стиль. Даже в посланиях Церквам  А-с повествует о конце мира, о нем нельзя говорить по-другому, обыденно. Под словами «конец мира»  Церковь подразумевает «последнее время», то есть « время после воплощения Бога-Слова». Ведь далее ничего существенного не произойдёт, не имеет значения, сколько пройдет времени.  Есть хронологический период, есть логический.  Логически: если мой отец умер, то следующая очередь умирать – моя, неважно через сколько лет. Так и Церковь говорит, что «последнее время» наступит после  воплощения. Еще «последнее время» привязывает ко времени появления антихриста как личности. Многие св. отцы предсказывали 2-е Пришествие Христа, так как видели, что дух Антихриста освобождается. Но конец, как линия горизонта, удалялся от них.  Св. апостол Иоанн Богослов писал, что дух антихриста уже в мире в его времена.  Пока добро сильнее зла, антихрист не появится. Дьявол посылает своих слуг для проверки -  готов ли мир принять антихриста.  А-с имеет некоторое апокалиптическое противоиудаистское значение. Ведь Ветхий Завет говорит сначала о сотворении мира, а заканчивается Маккавейскими войнами. Очевидно, что это неравнозначные события. Даже с логической точки зрения Ветхий Завет требует продолжения. А-с – разумное логическое окончание Библии. Он написан эпически. А-с  - пророческая книга, имеющая свою образность и правила толкования.

АВТОРСТВО

        Автор Апокалипсиса – св. апостол и Евангелист Иоанн Богослов.

Еп. Кассиан (Безобразов) отмечает особую роль Эфеса в жизни Церкви благодаря св. Иоанну Богослову и преданиям, связанным с ним. Кроме того – с особым религиозным сознанием Эфесской Церкви, которая отличалась от других церквей. Св. апостол Иоанн – особый апостол. Если Х-во есть круги вокруг Христа, то св. Иоанн - ближайший круг ко Христу. Петр, Иаков, Иоанн присутствовали при самых значительных событиях в жизни Христа.  Иоанн Богослов и Божья Матерь  входят в еще более тесный круг, самые приближенные ко Христу. Св. Иоанн был хранителем Девы Марии. Это -  служение, сопряженное с величайшими тайнами.

Вначале хранителем Богородицы был Иосиф Обручник. После Воскресения Христа хранителем её стал св. Иоанн.  Он – тайнозритель, хранитель особых преданий об отношениях Христа и Богоматери.  Видимо он просил её рассказать Деву Марию о Спасителе  и трепетно хранил эти сведения.

Место, которое занимает Богородица в Церкви, выросло из Церковного Предания, которое хранил св. Иоанн. Некоторые предания остались вне Евангелия, но внутри Церкви. Например, события на иконе Рождества Христова. Многие события сохранились в апокрифических  произведениях. Именно св. Иоанну Господь вверил тайну последних судеб мира. Возлюбленность Иоанна во многом обусловлена его близости Богоматери. В Церкви причинно-следственная связь обратная: Христос возлюбил Иоанна потому, что доверил ему Свою Матерь, а не вначале возлюбил, а потом доверил. Можно говорить, что св. Иоанн был возлюблен Христом и за свои качества, а можно говорить, что потому возлюблен, что ему надлежало стать Хранителем Божией Матери.

*В Эфесе было развито  богословское сознание Церкви. С одной стороны это обусловлено историей Эфеса, с другой стороны сам Иоанн Богослов влиял на это. Не случайно послание святого апостола Павла  к Ефесянам – самое богословски сложное – св. Павел знал, что будет понят.

КАНОНИЧНОСТЬ

Этот вопрос идентичен вопросу авторства. Если А-с принадлежит Иоанну Богослову, то он каноничен. Вопрос о богодухновенности тоже во многом решается признанием автором произведения Иоанна Богослова. Иногда говорят, что богодухновенность определяется самим содержанием, но тут границы размыты. Церковь в основном смотрит на авторство. Св. отцы признавали в основном автором А-са Иоанна Богослова. Св. Иустин Мученик одним из первых признал, что автор, именующий себя Иоанном, есть возлюбленный апостол Христов, написавший Евангелие и А-с. Св. Иустин был современником св. Поликарпа и Папия Иерапольского – учеников св. Иоанна Богослова. Он говорит, что «беседа с Трифоном Иудеем» написана в Эфесе.  Св. Милетон  написал целое толкование на А-с, оно не сохранилось, но Евсевий Кесарийский упоминает о нем. Тут  тоже – авторство Иоанна.  Св. Ириней Лионский говорит об А-се как подлинном произведении св. Иоанна во многих местах: «Иоанн, ученик Господень, созерцая  2-е славное пришествие Его, говорит…». В 5-й книге «Против ересей» св. Ириней обсуждает число 666, которое находится в разных списках (в иных – 616): «именно за это число 666 стоят те, кто видели св. Иоанна Богослова». Тут ссылка на прижизненные списки св. Иоанна. Свидетельство св. Иринея решающее, так как он был учеником св. Поликарпа Смирнского, который в свою очередь был учеником св. Иоанна Богослова. Св. Ириней говорит, что откровение было видено недавно, «почти в наш век».

Похожие материалы

Информация о работе