ПЛАН
1. Введение. Красота Божьего творения.
2. Человек – образ Божий.
3. Ветхозаветные тексты об изображениях.
3.1. Запрещение изображений в Ветхом завете.
3.2. Скиния и храм.
3.3. Медный змий.
4. Упоминание об изображениях в Новом Завете.
5. Заключение. Мир, как храм Божий.
Творение Божье изначально прекрасно. В первой главе Книги Бытия, повествующей о сотворении мира, семь раз повторяются слова: «И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1, 4, 8, 10, 12, 21, 25, 31). Бог любовался Своим творением на разных этапах его создания. С этого начинается Библия.
Красота в христианском понимании – категория онтологическая, неразрывно связанная с самим смыслом бытия. Красота Истинная, реально существующая – это Сам Бог. Всякая же красота земная – это только образ, в большей или меньшей степени отражающий Первоисточник.
Мир не является злом сам по себе, но зло, вошедшее в него, исказило его красоту (1 Ин. 5,19). И в конце времен воссияет истинная красота Божественного творения – очищенная, спасенная, преображенная.
Мир, созданный Богом, как величайшим Художником и Архитектором, святые отцы часто сравнивают с храмом (космос – κοσμοζ – от греч. «украшенный, устроенный»). Православный храм имеет огромное значение в создании единого, земного образа преображенного горнего мира. По словам отца Павла Флоренского, совершающееся в храме богослужение является неким синтезом искусств – архитектуры, живописи, пения, проповеди, театральности всего происходящего действа. Храм в православном сознании – это образ Горнего Иерусалима и своего рода модель мира.
Человек в Новом Завете также назван храмом (1 Кор. 6.19).
Само слово икона происходит от греческого слова εικων – образ, изображение. Иконой Божией, Его образом является, сам человек. «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» – говорит Господь (Быт. 1, 26). И упоминание о подобии здесь как бы усиливает сходство творения Божия – Его образа – с Первообразом. Привилегия Богоподобия возводит человека до высоты «венца» всего творения Божия.
Образ Божий запечатлелся в душе человека, но богоподобные качества души не могут не отражаться и в теле человека. Образ Божий проявляется в силах и свойствах души, а подобие – в должном употреблении дарованных Богом сил. Образ Божий в человеке можно уподобить наброску, на котором изображены только черты лица, а подобие полному – портрету во всех красках.
Дар Божий человеку – являться Его образом и подобием или, точнее сказать, стремиться к этому, ибо Спаситель говорит: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5.48) – многогранен и вмещает в себя все творческие возможности человека. И если Бог Сам создал Свой образ и подобие, то не тем ли более человек, являясь творцом, также способен создавать образ и подобие Божие – Его святые изображения.
Можно сказать, что первый и наиболее важный аргумент в пользу иконопочитания состоит в том, что человек сам является образом и подобием Божиим.
Обратившись к Священному писанию Ветхого и Нового Завета можно найти в нем основания почитания святых икон.
Однако стоит отметить, что именно на запрете в Ветхом Завете изображений и строятся в основном обвинения в адрес христиан, почитающих святые иконы. Но для объективного рассмотрения этого вопроса необходимо разобраться, какие именно изображения и почему были запрещены Господом и на всегда ли.
Общеизвестно, что избранному народу израильскому создавать изображения было запрещено Господом в дарованном через Моисея синайском законодательстве. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх. 20, 4).
Эта запрещающая заповедь в Библии находит подтверждение и в других её местах. Так, например, в четвертой главе книги Второзаконие Господь через пророка Моисея говорит: «Твердо держите в душах ваших,.. дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо [гада,] ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли» (Исх. 4, 15-18). Запрещалось не изображение живых существ, как таковых, и не изваяния других, языческих богов, а создание изображений Единого Бога Откровения и поклонение им. И далее: «дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом…» (Втор. 4, 19). Это перечисление поражает своей подробностью, в нём, кажется, ничего не забыто – ничего, получается, нельзя изображать и ни в каком виде. Запрет этот объясняется тем, что люди «не видели никакого образа» в тот день, когда говорил к ним Господь «на [горе] Хориве из среды огня» (Втор. 4, 15-17). А «свойственная человеку потребность наглядного представления о Боге невидимом могла привести к изображению Его в чувственных, видимых формах и к обоготворению этих последних – к идолопоклонству» [1, т.1, с.336]. Несоблюдение этой заповеди предусматривало очень строгое наказание: «если же,.. долго жив на земле, вы развратитесь и сделаете изваяние, изображающее что-либо, и сделаете зло сие пред очами Господа, Бога вашего, и раздражите Его, то свидетельствуюсь вам сегодня небом и землею, что скоро потеряете землю, для наследования которой вы переходите за Иордан; не пробудете много времени на ней, но погибнете; и рассеет вас Господь по [всем] народам, и останетесь в малом числе между народами, к которым отведет вас Господь» (Втор. 4, 25-27), «ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель» (Втор. 4, 24).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.