Особое значение в понимании отношения к изображениям в Ветхом Завете имеет описание Скинии, поскольку создавалась она по повелению Божию, с соблюдением всех мельчайших деталей. Книга Исход (35, 30-35) повествует о том, что «Господь назначил Веселила… из колена Иудина, и исполнил его духом Божиим, мудростию, разумением, ведением и всяким искусством, составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди, и резать камни для вставливания, и резать дерево, и делать всякую художественную работу; и способность учить других вложил в сердце его, его и Аголиава… из колена Данова. Он исполнил сердце их мудростию, чтобы делать всякую работу резчика и… вышивателя по голубой, пурпуровой, червленой и виссонной ткани». Но Скиния была украшена далеко не только изящными растительными изображениями и орнаментами. Деревянный Ковчег Завета, внутри и снаружи обложенный чистым золотом, был окружен золотым венцом, а над его крышкой возвышались два херувима из золота. «И были херувимы с распростертыми вверх крыльями и покрывали крыльями своими крышку, а лицами своими были обращены друг к другу; к крышке были лица херувимов» (Исх. 37, 9). Это были уже человекоподобные крылатые образы.
В Третьей Книге Царств (6, 23-28) мы читаем уже об эпохе царя Соломона. Им был построен храм в Иерусалиме, подобный скинии, но гораздо больших размеров, богаче и роскошнее. Мы видим, что современники Соломона не рабски относились к скинии, но при создании храма внесли значительные изменения и дополнения. Два одинаковых херувима из масличного дерева, обложенные золотом, вышиной в десять локтей (около 4,5 м.) и столько же было от одного конца их крыльев до другого, были поставлены среди внутренней части храма. «Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом» (3 Цар. 6, 27). Золочеными резными изображениями херувимов были украшены стены храма изнутри и извне (3 Цар.6, 29), а так же двери входа в храм и дверные косяки (3 Цар. 6, 32, 3).
По приказу Соломона было выполнено медное море, которое «стояло на двенадцати волах;.. море лежало на них, и зады их обращены были внутрь под него» (3 Цар.7, 25). Эти двенадцать фигурок были реальными изображениями животных. Кроме того, сделанные по приказу царя Соломона десять медных подстав так же украшены были фигурами львов, волов и херувимов (3 Цар. 7, 27, 29). Возведение храма не сопровождалось уже столь подробными повелениями Божиими, но ясно, что Соломон не сомневался в том, что все это правильно, законно и соответствует постановлениям Божиим, воле и Закону Его.
Обращает на себя внимание слова Господа, переданные устами Моисея народу: «Проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость перед Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте!» (Втор. 27, 15). Кумир – это какое-либо изображение. Почему же изображения херувимов, украшающие ковчег завета в Святое святых – самом, пожалуй, тайном месте, куда никто, кроме первосвященника, да и то только раз в год, не мог войти – не навлекли гнева Божия на их создателей?
Есть эпизод в Библии, поясняющий это кажущееся противоречие. Книга Судей (17, 1-4) повествует о простом, благочестивом и, видимо, состоятельном иудее Михе. Он поставил на горе Ефремовой серебренного литого истукана, назвал свой дом домом Божиим и нанял себе левита, совершавшего перед этим идолом служение. Его истукана и левита похитили потом сыны Дана. Так Миха был, некоторым образом, наказан за нарушение заповеди. Но в Книге Судей ничего не говорится о том, что Господь осудил Миху.
Из Библии известно, что иудеи постоянно изменяли Господу. После исхода народа Израильского из Египта Аарон по требованию народа сделал золотого тельца (Исх. 32, 1-5). Это был явный грех, так как золотой телец был сделан, как идол для всенародного поклонения, как божество, которое должно будет шествовать перед народом. В более поздние времена Израильтяне ставили Ваалов на высотах, сооружали капища и там молились. И все подобные действия в Священном Писании действительно осуждается. Что же касается Михи, который, с одной стороны, является прямым нарушителем Закона, но, с другой стороны, действует из благочестивых побуждений, то на его примере и свидетельствуется о милосердии Божием. Господь, сказавший, что будет проклят всякий, сделавший изображение, по любви Своей щадит человека. Но невозможно предположить, что Он и нас просто милует за преступление столь важной заповеди.
Запрещение изображений в Ветхом завете было не абсолютным, а относительным. Изображения, посвященные Господу, сделанные во славу Его, не запрещены, а, напротив, даже благословлены Богом. Святое святых в скинии хотя и тайное для большинства людей, но посвященное Богу место. Только в скинии, и затем в храме Божьем могли находиться посвященные Ему изображении, и больше нигде. Никаких тайных святилищ и кумиров в них, развращающих иудеев, не должно было быть. Эта воспитательная мера необходима была по грубости сердец ветхозаветного Израиля, по неспособности иудеев сохранить веру.
Есть еще изображение, о котором упоминается в Книге Чисел (21, 9), – изображение змия, сделанное Моисеем в пустыне по повелению Господа. Взирающие на воздвигнутого на древе змия с верой были исцелены от укусов ядовитых змей. Сам Спаситель указывает на это изображение, как на прообраз Своих крестных страданий: «Как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 14).
Ни в одном из толкований святых отцов на этот эпизод Книги Чисел не говорится о том, что изображение змея противоречит заповеди Божией. Блж. Феодорит говорит, поясняя прообразовательное значение этих слов, что «как медный змей, был изображением змиев, но не имел змеиного яда, так и Единородный Сын имел человеческое тело, но не имел греховной скверны. Как угрызаемые змиями, взирая на медного змия, получали спасение, так и уязвленные грехом, несомненно веруя в страдания Спасителя нашего, оказываются победителями смерти, приобретая вечную жизнь» [1, т.1, с.557], то есть, как Христос пришел во всём приняв человеческую плоть, кроме греха, так и изображение медного змия было материально, подобием плоти, но без смертоносного жала. Можно сказать, что изображение медного змия является некоторой символической иконой Христа – Его образом. Образом Таинственным, глядя на который, древние евреи спасались силою Христа – Сына Божия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.