Превосходящая человеческие способности Непостижимость Бога, открывшегося человеку в Ветхом Завете, стала основой для заповеди, запрещающей изображать Бога. Но изображения Бога невозможны были до тех пор, пока не явился во плоти Сын Божий, пока не наступит царство Мессии.
Евангелист Иоанн свидетельствует: «Бога не видел никто никогда», но далее добавляет: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). Через Иисуса Христа мы имеем доступ к Богу, мы, в отличии от Моисея (Исх. 33,23), можем видеть Его лицо. «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его» (Ин. 1.14). Иисус Христос, Единородный Сын Божий, есть единственный и истинный Образ Невидимого Бога. В определенном смысле Он есть первая и единственная икона Божия
Следует обратить внимание на упоминание в четвероевангелии динария с изображением кесаря (Лк. 20, 21-25). Фарисеи, задавая свой провокационный вопрос, позволительно ли платить подать кесарю, хотели втянуть Христа в политическую дискуссию. Они никак не ожидали ответа, данного им Спасителем. Господь, можно сказать, использует тонкий полемический прием, переводя дискуссию в другую плоскость. Смысл Его слов сводится к тому, что если изображение и надпись на монете кесаревы, то есть, являются символом его политической, государственной власти и могущества, то и отдавать следует кесарю кесарево, а Богу – божие. Господь здесь говорит не об изображении как таковом, не о портрете, а о символе – о символическом значении изображения и надписи. Возможны символические изображения, свидетельствующие о силе и могуществе какого-либо царства. Следовательно, возможны подобные изображения и надписи (а на иконах, согласно канонам, обязательно делается надпись), которые были бы такими символами, условно говоря, «Монетами» Царства Христова, Царства Божьего.
Уже св. Игнатий Антиохийский – один из мужей апостольских – использовал подобный образ. Он говорит о том, что есть как бы две монеты, одна – Божия, другая – мирская, и каждый имеет для себя собственный образ. Неверующие – образ мира сего, а верующие – образ Бога Отца через Иисуса Христа. Вероятно, он имел в виду не изобразительный образ, а словесный. Но граница между словесным и изобразительным образом условна. Как в древнерусском, так и в греческом языках, сближающим по значению слово и образ, слово «писать» (grapho) означает как писать текст, так и писать картину. И в постановлениях VII Вселенского Собора сказано о том, что почитать образ подобает наравне со Священным Писанием. Икону можно назвать Евангелием в красках.
Интересно упоминание книги Деяний святых апостолов (5, 12, 15) о том, что даже тень апостола Петра исцеляла болящих. Тень – это, конечно, не изображение в буквальном смысле этого слова, но тоже образ, хотя и не рукотворный, а естественный, природный. Чудо, в данном случае, совершается не руками Апостола, а особым образом – его тенью. Древние легенды Греции и Индии согласно повествуют о том, что искусство родилось из воспроизведения тени. Тень человека, тень предмета – это его образ.
В Послании к Галатам (3, 1) св. апостол Павел говорит: «О, несмысленные Галаты! Кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых пред глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?» Перевод этот аутентичен греческому (в других рукописях сказано «преднаписан»). Однако в протестантском переводе Нового Завета, названном «Слово Жизни», слова «пред глазами» просто опущены, а вместо «предначертан» в нем сказано «был представлен». Между тем, понятно, что слова эти могли быть истолкованы, как описание изображения. Можно отметить, что святоотеческих толкований на этот текст почти нет. Иоанн Златоуст коснулся этого фрагмента, не имея, впрочем, перед собой задачи апологии образа. Он говорит о том, что галаты силою веры как бы видели само Распятие, поругания, поношение. Но это толкование нисколько не мешает предполагать, что было и другое. «Пред глазами», то есть, зрительно, галаты видели начертанный образ Распятия.
Различные упоминания изображений, которые встречаются в Священном писании Ветхого и Нового Завета, можно рассматривать как основы иконопочитания.
Человека – свой образ и подобие – Господь поместил в Рай – в Эдем, расположенный на Востоке. И алтарь православного храма также обычно располагается к востоку. В центре Эдема росло Древо жизни. Так и в центре алтаря размещается престол, украшенный семисвечником в виде древа. Где-то неподалёку росло Древо познания добра и зла. Человек же был живой иконой Божией, пребывавшей в Раю. Так и за престолом в алтаре храма помещается икона. И весь мир устроен был «весьма хорошо» и предоставлен был человеку для того, чтобы он его возделывал и возвышал до райского состояния.
Господь весь мир создал, как Свой храм. И только православный храм уподобляется мирообъемлющему храму, созданному Господом. И если Господь в этот созданный им храм поместил икону, то конечно, и мы призваны создавать иконы, достойные Бога и помещать их в храмы Его. И икона, таким образом, получает чрезвычайно высокий статус.
И, поскольку Библия уподобляет мир Божий храму с алтарем на востоке, то никакого сомнения нет в том, что всегда будут создаваться человеком храмы с алтарем на востоке, с престолом, украшенном семисвечником, символизирующем древо жизни, и с иконами.
ЛИТЕРАТУРА
Тема: Библейские тексты об изображениях.
Оценка – 5.
Замечаний нет.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.