Библейские тексты об изображениях, страница 3

Превосходящая человеческие способности Непостижимость Бога, от­крыв­шегося человеку в Ветхом Завете, стала основой для заповеди, запре­ща­ю­щей изо­б­ра­жать Бога. Но изображения Бога невозможны были до тех пор, пока не явился во плоти Сын Божий, пока не наступит царство Мессии.

Евангелист Иоанн свидетельствует: «Бога не видел никто никогда», но далее добавляет: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). Через Иисуса Христа мы имеем доступ к Богу, мы, в отличии от Моисея (Исх. 33,23), можем видеть Его лицо. «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его» (Ин. 1.14). Иисус Хрис­тос, Единородный Сын Божий, есть единственный и истинный Образ Неви­ди­мого Бога. В определенном смысле Он есть первая и единственная икона Божия

Следует обратить внимание на упоминание в четвероевангелии ди­на­рия с изображением кесаря (Лк. 20, 21-25). Фарисеи, задавая свой прово­ка­ци­онный вопрос, позволительно ли платить подать кесарю, хотели втянуть Хрис­та в политическую дискуссию. Они никак не ожи­да­ли ответа, данного им Спасителем. Господь, можно сказать, использует тонкий полемический прием, переводя дискуссию в другую плоскость. Смысл Его слов сводится к тому, что если изображение и надпись на монете кесаревы, то есть, являются символом его политической, государ­с­т­венной власти и могущества, то и от­да­вать следует кесарю кесарево, а Богу – божие. Господь здесь говорит не об изображении как таковом, не о портрете, а о символе – о символическом зна­чении изображения и надписи. Возможны символические изображения, сви­де­тельствующие о силе и могуществе како­го-либо царства. Следо­ва­тель­но, возможны по­добные изображения и надписи (а на иконах, согласно канонам, обя­за­тельно делается надпись), которые были бы такими символами, условно говоря, «Моне­тами» Царства Христова, Царства Божьего.

Уже св. Игнатий Антиохийский – один из мужей апостольских – ис­поль­зовал подобный образ. Он говорит о том, что есть как бы две монеты, одна – Божия, другая – мирская, и каждый имеет для себя собственный образ. Неверующие – образ мира сего, а верующие – образ Бога Отца через Иисуса Христа. Вероятно, он имел в виду не изобразительный образ, а словесный. Но граница между словесным и изобразительным образом условна. Как в древ­нерусском, так и в греческом языках, сближающим по значению слово и образ, слово «писать» (grapho) означает как писать текст, так и писать карти­ну. И в постановлениях VII Вселенского Собора сказано о том, что почитать образ подобает на­равне со Священным Писанием. Икону можно назвать Еван­гелием в красках.

Интересно упоминание книги Деяний святых апостолов (5, 12, 15) о том, что даже тень апостола Петра исцеляла болящих. Тень – это, конечно, не изображение в буквальном смысле этого слова, но тоже образ, хотя и не ру­ко­творный, а ес­тественный, природный. Чудо, в данном случае, совершается не руками Апостола, а особым образом – его тенью. Древние легенды Греции и Индии согласно повествуют о том, что искусство родилось из воспроизве­де­ния тени. Тень человека, тень предмета – это его образ.

В Послании к Галатам (3, 1) св. апостол Павел говорит: «О, несмы­с­лен­­ные Галаты! Кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых пред глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?» Перевод этот аутентичен греческому (в других рукописях сказано «пре­д­на­писан»). Од­нако в протестантском переводе Нового Завета, названном «Сло­во Жиз­ни», слова «пред глазами» просто опущены, а вместо «пред­начертан» в нем сказано «был представлен». Между тем, понятно, что слова эти могли быть истолкованы, как описание изобра­же­ния. Можно отметить, что святооте­чес­ких толкований на этот текст почти нет. Иоанн Златоуст коснулся этого фраг­мента, не имея, впрочем, перед собой задачи апологии образа. Он говорит о том, что галаты силою веры как бы видели са­мо Распятие, поругания, поно­шение. Но это толкование нисколько не мешает предполагать, что было и другое. «Пред глазами», то есть, зрительно, галаты видели начертанный об­раз Распятия.

Различные упоминания изображений, которые встречаются в Свя­щен­ном писании Ветхого и Нового Завета, можно рассматривать как основы ико­нопочитания.

Человека – свой образ и подобие – Господь поместил в Рай – в Эдем, расположенный на Востоке. И алтарь православного храма так­же обычно рас­полагается к востоку. В центре Эдема росло Древо жизни. Так и в центре алтаря размещается престол, украшенный семисвечником в виде древа. Где-то не­по­далёку росло Древо познания добра и зла. Человек же был живой ико­ной Божией, пребывавшей в Раю. Так и за престолом в алтаре храма помеща­ется икона. И весь мир устроен был «весьма хорошо» и предоставлен был че­ловеку для того, чтобы он его возделывал и возвышал до райского состояния.

Господь весь мир создал, как Свой храм. И только православный храм уподобляется мирообъемлющему храму, созданному Господом. И если Гос­подь в этот созданный им храм поместил икону, то конечно, и мы призваны создавать иконы, достойные Бога и помещать их в храмы Его. И икона, таким образом, получает чрезвычайно высокий статус.

И, поскольку Библия уподобляет мир Божий храму с алтарем на вос­то­ке, то никакого сомнения нет в том, что всегда будут создаваться человеком храмы с алтарем на востоке, с престолом, украшенном семисвечником, сим­воли­зирующем древо жизни, и с иконами.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Толковая Библия. Издание приемников А.П. Лопухина. Институт пере­вода Библии, Стокгольм, 1987 (репр.).
  2. Салтыков А. (прот.) Иконоведение. Лекции.
  3. Языкова И.К. Богословие иконы. Общедоступный Православный Уни­вер­ситет, М., 1995.
  4. Спасский Сергий (архим.). О почитании икон.

Тема: Библейские тексты об изображениях.

Оценка – 5.

Замечаний нет.