Апокалипсис. Авторство, каноничность и язык апокалипсиса, страница 2

Церковное предание и традиционная научная точка зрения считают, что А-с написан  около 98 года во время гонений Домициана.  Во второй половине 19-го века предположили, что А-с был написан раньше, во время гонений Нерона. На некоем списке А-са было написано, что св. Иоанн Богослов пострадал во время Нерона Дометия.

До или после разрушения Иерусалимского Храма был написан А-с? Так как на эту тему в А-се нет ничего, то некоторые ученые предположили, что – до разрушения. А-с не обсуждает вопрос о Храме.

Обращение к Церквам, описание ересей не может относиться к столь раннему периоду, как конец 60-х гг. Хотя об этом спорят, но это говорит о более позднем периоде.

Маркс и Энгельс поддержали более ранее (67 год) происхождение А-са. Они развивали теорию, что Х-во родилось из страха рабов перед римскими рабовладельцами. А-с возник как легенды о Нероне, который якобы не умер, но ушел в пустыню и явится во второй раз в виде антихриста. Это помогло показать атеистам, что св. Писание появилось уже в первом веке, ведь это признали Маркс и Энгельс.

Сейчас западный ученый мир склоняется к дате появления А-са в 98 году. Это подтверждает и свидетельство св. Иринея Лионского.  Св. Феофил Антиохийский пользовался А-сом, когда писал сочинение против Гермогена.

Климент Александрийский не является святым  и  учителем Церкви. Учителями Церкви мы называем св. Иоанна Златоуста, св. Василия Великого и др. Это наименование подразумевает, что все творения отца авторитетны (хотя есть единичные места, которые оспариваются). Св. Афанасия Великого можно рассматривать как учителя.

Святой отец – значит большинство творений авторитетны. А все остальные -  церковные писатели. Философия, естественнонаучные труды св. отцов не рассматриваются Церковью как авторитетные.  Климент Александрийский был учителем, и к нему прилепилось название «учителя».

Авторитетность творения  св. отца определяется тем, что на него  ссылается Вселенский Собор. Иногда собор ссылается лишь на отдельное место творения – тогда это место авторитетно.  Дают авторитет и ссылки на сочинения других авторитетных св. отцов.   Сочинение авторитетно в том случае, когда автор был в евхаристическом и «бытовом» общении с Церковью: когда современники знали, что пишет автор, и одобряли это.

Святоотеческое творение никогда не противоречит Св. Писанию и не хулит другие авторитетные творения, хотя может  и не соглашаться  с ними. Авторитетное творение выражает учение всей Церкви, философия же  никогда не обладала  авторитетностью у Церкви.

Богословие есть умозрение Бога. Оно не занимается доказательством бытия Бога, не занимается Его оправданием. Богословие восходит к тайнозрению, богодухновенному видению.

Климент Александрийский тоже свидетельствует: «…как говорит Иоанн в А-се…». Видно, что он имеет в виду Иоанна Богослова. Тертуллиан пишет: « Апостол Иоанн в Апокалипсисе…». Пресвитер Апполоний свидетельствует об авторстве (он – член Эфесской Церкви). В 3-м веке Ориген писал об авторстве. СВ. Ипполит Римский  написал Толкование Апокалипсиса. На статуе св. Ипполита в Риме (16 век) существует надпись: «В защиту Иоаннова Евангелия и  А-са». Мураториев фрагмент тоже свидетельствует  об Иоанне Богослове.

СОБОРЫ. 3-е правило Карфагенского собора говорит об авторстве А-са.  Против авторства Иоанна Богослова почти никто не выступал. Сирийский перевод  «Пешито» пропустил А-с, но он мог быть для  б\с. Лаодикийский собор не включил в список Св. Писания А-с, видимо, чтобы лишить поддержки хилиастов.

Еретик Маркион выступал против А-са. Еретики алогимы (не признавали Христа Богом-Словом и отвергали все Писания Иоанна Богослова)  не принимали А-с. Римский пресвитер 2-го века Кай отвергал А-с, но этот отзыв был сделан на творение еретика Киринфа, который, ссылаясь на А-с, описывал чувственно удовольствия Царства Христова. Возможно, Кай был против подложного произведения под именем св. апостола Иоанна.  Блаж. Феодорит считает, что Киринф написал свой А-с  и  подписался Иоанном. Известно, что Кай принимал весь канон, кроме послания «К евреям».

Римская Церковь всегда принимала А-с. Св. Дионисий Александрийский включал А-с в  Св. Писание, считал богодухновенной книгой, но сомневался в авторстве св. Иоанна Богослова. Это имело место, возможно, потому, что  в Египте возникла сильная секта хилиастов, которая, якобы, вела свое происхождение от св. И.Б.

В целом  А-с имел авторитет в Церкви с момента его написания и не подвергались сомнению его авторство и богодухновенность.

Употребление за богослужением.  Современный Устав предписывает читать А-с за Всенощным Бдением, ранее входил в Апостол, делился на 70 больших отрывков. Его место в службе – после благословения хлебов на Литии.  Чтение А-са – срединное чтение между святоотеческими чтениями и  чтениями Св. Писания. Чтение А-са приходилось, видимо, на Великий Пост и завершалось перед Пасхой. Мнение, что А-с совсем не читается за богослужением неверно. Как и мнение, что А-с нельзя ни читать, ни толковать.

ЯЗЫК  АПОКАЛИПСИСА  (А-са)

А-с резко отличается по языку от других посланий св. И.Б.  Он наполнен гебраизмами, словами и выражениями, которые закрепились в еврейском языке и Ветхозаветных книгах. Усиленно используется  ветхозаветная символика и образы из пророческих книг. Видно, что между пророческими книгами В.З. и Н.З. есть тесная связь, так как Н.З. разъясняет книги В.З.

Так как А-с пророческая книга, то и толковаться он должен соответствующим образом. С 1-го по 3-й века А-с преимущественно толковался хилиастически. (Хилиазм – учение о тысячелетнем Царствии Христа, которое случится после того, как Христос убьёт антихриста). Это восходит к иудаизму – здесь на земле праведник должен получить награду, иначе или Бог несправедлив, чего нельзя допускать, или страдающий человек неправеден.  Так святой Иоанн и Анна подозревались в  тайных грехах. В земном воздаянии иудей видел высшую справедливость и даже доказательство Бытия Божия. Праведники до Царствия Небесного на Земле получат воздаяние от Бога: допьют те, кто не допили, доедят те, кто не доели и т.д.