Апокалипсис. Авторство, каноничность и язык апокалипсиса, страница 5

*В своем труде «Свидетели» о. Павел Флоренский приводит интересные статистические данные: 12600 слов в Новом Завете, слово «свидетель» встречается 174 раза (1,38 %). В то же время как во внехристианской письменности:  у всего Гомера это слово встречается всего 9 раз из 241 тыс. слов (0,237 %), у Платона – 70 раз из 58400 слов (0,12 %), у Аристотеля эта доля составляет 0,18 %. Следовательно, слово «Свидетель» занимает в Н.З. существенное место, оно приобрело особый смысл, стало термином, то есть словом особого смысла по сравнению с дохристианским употреблением, то есть слово, которое несёт больший смысл, чем его понимали. По греч. «мартис» – свидетель, мученик. Происходит от корня «мар» – блистать, сиять, бороться, одолевать, умирать, связано с понятием «смерть». Корень «мер» – находиться в заботе, беспокоиться , иметь попечение, вспоминать. Смерть и Память – слова с этими корнями. Перевод «мартис» как мученик выделяет то внешнее, что бросалось в глаза – тяжелые страдания мучения. Является ли это внешнее страдание неизбежно связанным со свидетельством, или это случайный факт, который может быть или не быть?  Познанная истина заставляет  христианина свидетельствовать о ней, вступать в борьбу, принимать мучения. А мучения – это не случайный факт в жизни свидетеля.

Каждое свидетельство порождает сонм других свидетелей. Мученики страдали прилюдно. То, что гонителям казалось лучшим путем устранения Х-ва, наоборот оказывалось лучшим средством распространения.

Почему мученичество порождало других свидетелей? Мученик свидетельствует о том, что есть другая жизнь, расставаясь с этой. Это очень яркое свидетельство. В строгом смысле мучеником за веру может быть только христианин. Допустим , кто-либо захотел доказать, что нет другой  жизни и отдал бы за это жизнь, то это свидетельствовало как раз наоборот, что другая жизнь есть. Так устроен человек, что не может отдать жизнь, если в глубине души не верит, что есть другая жизнь. Так и воины, не осознав, отдают жизнь за Родину.

Чем больше обламываешь сирень, тем сильнее она цветет на следующий год. Так и Х-во. Чем больше христиан уничтожали, тем больше появлялось новых свидетелей. Кровь – лучшее семя для роста Х-ва.

Этими определениями:  «первенец», «свидетель», «Владыка Царь» - обнимается вся история спасения. Униженный, умаленный Спаситель предстает воскресшим и Владыкой над умершими, облеченным властью на Небе  и на земле. Среди бедствий Церкви того времени нужно было напомнить верующим, что они являются мучениками по образу Христа. Если со Христом умирают, то с Ним и воскреснут. Х-не будут сонаследниками Царства Христова.

Последняя часть приветствия - 5-6 стихи – являет собой славословие и выражает те же мысли, которые уже упоминались ранее. Если раньше апостол сосредотачивается на достоинстве Самого Спасителя, то теперь он славословит дары, которые Христос принес верующим. «Ему, возлюбившему нас и омывшему от грехов кровию своею…» (5-й стих) соответствует стих, где Христос – свидетель и первенец из мертвых; «Соделавший нас свящ-ми…» соответствует – Христос наш Владыка царей земных. Здесь параллелизм.  В некоторых кодексах вместо «возлюбившего нас…» стоит «искупившего нас…». Грех связывает человека темницей, а Спаситель разрывает узы греха, открывает эту темницу.  В другом месте грех = грязь, а Спаситель омывает собственной кровью.

Откр. Гл.1 , ст. 6 – о царственном значении Израиля писал пророк Даниил в 7-ой главе. Идея о царственном положении х-ан восходит к идее священства Израиля, его исключительного положения среди народов. В книге Исход (19, 5-6) читаем: «вы будет у  меня уделом из всех народов, будете у меня царством священников и  народом святым». Христиане являются «царством священников» на земле. Царственное достоинство Х-ан определяется в нравственном отношении как господство высшего, духовного над низшим. Но х-не именуются царями не только в нравственном смысле, ибо они получают ту царственную власть и ответственность, которая была у ветхозаветных иудеев. Х-не получают власть над язычниками и иудеями.  Пророк Исаия пишет (гл. 61): «придут иноземцы, которые будут пасти стада мои…». А-с говорит, что у х-ан есть власть над язычниками, которых они будут  пасти жезлом железным. Он говорит о 1000-летнем Царстве Христовом, разумея под этим царственное достоинство Церкви на земле.

Сравнение свидетельства с царским достоинством показывает, что Х-во не от мира сего. Оно расширяется не силой, а духом Божиим. Христиане как царственное священство должны быть солью земли, светом мира, должны возвещать миру волю Божию. Царственное священство, которое Христос дает Церкви рассматривается в А-се в трех образах: 1- Царство Церкви на Земле; 2 – Царство праведников во время 1000-летнего царствования со Христом; 3 – Царство и священство вечное для тех, кто записан в Книгу Вечной Жизни.

Славословие заканчивается утверждением, что всё сказанное верно.  Апостол оттого представляет Спасителя в возвышенном образе, что всё окружавшее христиан говорило об обратном. Спаситель для иудеев и язычников не был Свидетелем, христиане же – не царственного достоинства, а секта женщин и черни, вредная для государства. Синагога прокляла Х-во, считая, что Х-во восхитило её права. 

Это своё построение апостол зиждет на Втором Славном Пришествии Христа. Облако – ветхозаветный символизм служит для выражения новозаветной славы, величия, могущества. Как облако скрыло Синай, когда Моисею давали заповеди.

Исход, 40, 24 – Облако славы. Давид: Бог грозный Судия, окруженный тучами: «Облак и мрак окрест Него…». У Исаии (15)  - образ легкого облака означает быстроту приведения решений Господних в исполнение. В 7-ой главе у Даниила: Спаситель, шествующий с облаками. В ветхозаветной письменности Мессия получает эпитет: «Сын облачный». Гору Преображения также осеняет облако. Сам Христос говорит, что придет на облаках небесных.