Время семи эпох, это время бытия Церкви от 1-го до 2-го пришествия Христа. Как разделить это время? Каждая периодизация зависит не столько от исторического материала, сколько от мировоззрения историков. 90 % исторических сочинений написаны с точки зрения гуманистического европоцентризма. Их периодизация основывается на том, что человечество развивается прогрессивно в лучшую сторону. Тут в наличии противоречия с историческими представлениями, основанными на религиозных представлениях. «Золотой век» тут не впереди, а позади. Развитие человечества не может быть реакционным, клониться к упадку. Упадок может быть только технический, культурный, нравственный. Если в основу развития положить нравственность, усвоение Евангелия, то это определит куда: в лучшую или худшую сторону движется человечество.
В какое время Россия была ближе ко Христу? Когда была православным государством или же когда быта атеистическим, но имела миллионы мучеников? Трудно сказать.
Все исторические труды обычно оценивают с точки зрения западного человека. Так в 15 веке была открыта Америка, а в летописях индейцев всё будет выглядеть совершенно иначе.. Китайский и африканский историки также представят свои версии произошедшего. Религиозный историк разделит историю пополам: до пришествия Христа и после оного события. До пришествия спасение шло двумя путями: через закон и через совесть, а после – через Церковь Христову. Событием здесь является то, что происходит в Церкви. Там, где Евангельское слово действует в человечестве, там и центр событий.
В 1950-е годы возникли новые подходы к периодизации истории: один отстаивал ценность разных культур и традиций, против европоцентризма. История азиатских народов по размаху не уступает истории Европы. Стали защищать равноправность и равноценность разных цивилизаций. У нас считалась оседлость выше, чем культура кочевников, но как показал Лев Гумилёв, и кочевническая культура имеет свои непревзойденные вершины: лук дальше стрелял, умели лучше кормить скот и т.д.
Другой подход – америкоцентризм. Технократический прогресс ставится во главу угла. Это очень агрессивная концепция, безнравственная. Европа тоже была агрессивна, но всё же была окрашена проповедью Х-ва.
В Африке было замучено множество протестантских проповедников. Их нельзя почитать мучениками, но всё же они несли слово Божие. Россия тоже завоевала и просвещала Сибирь. Завоеванные страны органично входили в состав Российской империи и становились полноправными гражданами. Эти земли не были колониями.
Поэтому, если мы хотим дать периодизацию истории, то мы её сделали с церковной точки зрения. Главные исторические события в истории – жизнь Церкви. Мы отойдет от привычных исторических схем.
С чем связан конец мира? Будет ли конец видимого мира? С чем связан конец: с войной, техногенной катастрофой, уничтожением России как государства и т.п.?
Но ведь проблема А-са в отпадении человека от Бога. Это не остановишь мирными договорами между государствами. Свят. Феофан говорит: «Конец мира наступит тогда, когда зло будет превалировать над добром». Человек может не знать Евангелия, но при этом не делать другому того, чего не хочет себе и этим творить добро.
Для учебных целей можно предположить такую периодизацию по Андрею Кесарийскому: 1- эпоха Апостольской проповеди – несколько десятилетий по времени, но очень значительное время, ибо были живые, общавшиеся со Христом.; 2 - эпоха гонений (исторически – 64 – 311 годы A.D.). Обычно насчитывают 11 гонений: 1 – 64 год; 2 – 91 год; 3 – 98 год; 4 – 177 год; 5 – 202 год; 6 – 250-252 годы; 7 – 257 год; 8 – 275 год; 9 – 293 год; 10 – 303 год; 11 – 311 год. В. Болотов считал, что количество гонений трудно исчислить, ибо указы императора переходили один в другой. От диавола Церковь гонима всегда, и тут нет перерывов. Но эпоха гонений выделяется как яркое и новое в жизни Церкви. Церковь столкнулась с внешним миром, который её не принимал. В дальнейшее время Церковь столкнулась с язычеством и иудейством. 3 – эпоха Вселенских соборов (Андрей Кесарийский не выделял её, так как сам был современников этих соборов). Временные границы эпохи – 4-8 века. Это время образования Церквей и христианского учения. Конечно были соборы и после 787 года, но Христианское учение сложилось в эти годы, а на решениях этих соборов основывались соборы последующие. 4 – Средневековье (С-е), длившееся с 8 но 14 век. Ученые и мыслители эпохи Возрождения ставили себя и свою эпоху выше Средневековья. Для них «золотым» веком был век Античности (Римской культуры) и век Возрождения, а между ними затесалось Средневековье, когда жили неграмотные крестьяне и феодалы, монахи уничтожали античную культуру. На пергаменте с текстом Еврипида писали, например, текст молитвы св. Макария Великого. Средневековье, однако, один из лучших веков для Церкви. Инквизиция, индульгенции и колдовство связаны с эпохой после Средневековья, после 14 века. Именно эпоха Возрождения внесла в Католицизм те вещи, которые сильно удалили его от Православия. 5 – эпоха Возрождения (Античной культуры). Время – 12-15 века. В это время возрождались языческие ценности, связанные с порабощением человека стихиями мира: чувственность внешний успех. В широком смысле слова, большой интерес к изучению внешнего мира и пропал интерес к внутреннему миру человека. В С-е же людей более интересовал именно внутренний мир. Направить движение души ко Христу было более значимым, чем изучение состава воды. Развивались науки о духовном мире человека, был расцвет аскетической литературы. С 4-го века Златоуст написал 12 томов (по кол-ву как Достоевский). Св. Иоанн Златоуст - величайший ученый, изучавший душу человека. Эпоха Возрождения характеризуется тем, что внешне провозглашаются христианские ценности, иногда и искренне, но начинает превалировать чувственность. Порой возрождали далеко не античные ценности. В Италии был такой разврат, что его осудили бы и в античные времена (См. – Лосев. Культура эпохи Возрождения). До какого времени продолжается эта эпоха – спорный вопрос. Далее ведь идут эпохи гуманизма, просвещения. Гуманизм – человекоцентристское мировоззрение, где в центре мира находится человек, а не Бог. 6 – с 20-го века возникает мировоззрение против Бога, делается попытка построить мир антихристианский. Общество открыто заявляет об антихристианских ценностях. Коммунизм говорит, что построить новое общество, можно только уничтожив прежнее. Причем единственное средство сделать это – уничтожить правящий класс, причем физически. В Америке человек ради успеха может пожертвовать всем. Многие христиане отходят от Церкви, но и Церковь этим очищается. Нужно претерпеть ряд неудобств, чтобы быть в Церкви. Законы общества идут против законов Церковных. В эту эпоху одни люди открыто живут антихристиански, а другие терпят всё, вплоть до мученической кончины, чтобы исповедывать Христианство. 7 – Явление антихриста как личности. Наша эпоха (6-я) – есть время очищения Церкви и эпоха подготовки пришествия антихриста. А-с в описании семи церквей, труб, печатей и т.п. последовательно рассматривает эти 7 эпох и делает это 6 раз. Каждый раз начинается видением, а заканчивается рассказом о блаженстве праведников. (Лекция 4 …)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.