Апокалипсис. Авторство, каноничность и язык апокалипсиса, страница 8

Слово Божие сравнивается у ап. Павла с мечем обоюдоострым, проникающим до разделения души и тела. Образ меча – образ кары против врагов Церкви, непобедимая мощь глагола Божия, поражающего врага в самое сокровенное.

Лицо Христа сравнивается с солнцем в силе. Тут сияние славы. Христос – солнце правды.

Иоанн пал как мертвый. Прикосновением Ин. был приведен в чувство, также Христос исцелял больных и умерших. Иоанн стал способным к восприятию. Христос говорит о Себе как о Первом и Последнем. Речь идет о Распятии и Воскресении.

«Ключи ада и смерти…». Ключ – символ власти  над какой-либо областью. Христос владычествует над  смертью и адом, Он отнял власть у смерти.

Христос этими явлениями приготовил Иоанна к принятию Откровения и приказал записать всё, что он видел, то, что есть: духовное состояние Семи Церквей; и то, что будет: будущее Церквей и мира (и в Церкви и вне её). То есть это как бы третий предмет Апокалипсиса: описать что видел, что есть и что будет.

«АНГЕЛУ ЭФЕССКОЙ ЦЕРКВИ…»

Ангел – вестник, посланник, посол, а также особое существо невидимого мира. В переносном смысле – Предстоятель Церкви. Отцы Церкви считали, что каждой Церкви покровительствует особый Ангел-Хранитель. Его служение подобно служению Ангела-Хранителя народа, которое описывается в Библии.

Есть Ангелы стихий, личные Ангелы-Хранители, Ангелы, охраняющие престол в Церкви. Можно предположить, что есть Ангелы городов, районов  и т.д. Но нам точно это неизвестно.

Языческий мир был зависим от множества бесов: леший, домовой и т.д. Язычники чувствовали их силу и боялись их.  Можно сказать, что добрых ангелов не меньше, чем злых. Возможно, каждое творение имеет особого ангела. В том числе и Церковь как общность людей.  Однако ученый мир смущался тем, что Ангела Церкви призывали покаяться. Он ведь не может быть грешным.  Под Ангелом предлагали понимать епископа или пресвитера – предстоятеля  Церкви. Главе общества можно прилагать недостатки общества, которым он руководит. Это может быть и Ангел. В 10 главе книги пророка Даниила говорится об Ангелах народов – «Архангел Михаил как Ангел еврейского народа».  Еще есть точка зрения, что Ангел Церкви – это поэтическое олицетворение. Но это нецерковная  точка зрения.

Всё послание Эфесской Церкви (ЭЦ) написано по одному плану: 1- подписание; 2 – вступление; 3 – Главная часть – церковная и нравственная часть этой Церкви. В конце Господь являет себя в том или ином виде, соответствующем состоянию Церкви и тому, что ей обетуется.  4 – воззвание; 5 – Награда. Последние два пункта меняются местами в разных посланиях.

Эфес – город на берегу Эгейского моря при устье реки. Это удобная гавань. Эфес – главный город проконсульской Азии.  Здесь были все административные и  судебные центры страны. Через Эфес связывались Сирия и Египет, Греция, Македония, Рим. Он был оживленным торговым центром. Население города составляли греческие колонисты и иудеи. И население это было весьма предприимчивым.  То, как описывает Ин. гибель мира сего, перечисляя товары купцов и рабов, отразило ту шумную торговлю, которая процветала в Эфесе.

У ефесян скопились большие богатства (Еф. 5, 3-5). В послании к Тимофею ап. Павел укоряет ефесян в  сребролюбии. Для  ефесян была характерна роскошь, модные прически женщин (упоминаются в послании ап. Павла к Тимофею).  В Эфесе соединились Запад и Восток.

Отношение к браку стало очень легким. Поэтому ап. Павел  развил учение о браке в послании «К ефесянам». Были и грубые пороки – пьянство. В Эфесе жили иоанниты, обладавшие подвижным восприимчивым характером. Легко возбуждались и стихали, любили словопрения, пустословие. (2 Тим.) Ап. Павел сравнивает с…, увлекаемыми порывами ветра. Им было свойственно смехотворство. В Деласе ежедневно продавали до 10 тысяч рабов, в Эфесе же – больше. Жители Эфеса были остроумны, любили пустые споры. Они умудрились проповедовать Евангелие софистам за деньги.  В Эфесе был театр. Там проповедовал ап. Павел.  Еще был Храм Артемиды – гордость Эфеса. Его построили в 22 году на средства всей Азии. Его украшали лучшие греческие скульптуры. В этом храме находилась статуя Артемиды, которая «упала с неба». Поражала гармония изображения.  В дни праздника Артемиды Эфесской  в город  стекались гости со всей Азии. Это был источник дохода горожан, обслуживающих и кормивших паломников. Идолы были проводниками бесовской силы. Христиане же попирали их Силой Божией.

*Религиозный культ Артемиды  был на Западе известен под именем Дианы. Этот культ в своей основе заключал поклонение производительным и целительным силам природы, в особенности земли. Этот культ сопровождался «религиозной проституцией»:  соединение полов с целью магического воздействия на природу. Природа и человек взаимообразны, поэтому воспроизводство человеческой жизни и связанные с этим действия должны вызывать  сообразные действия природы по языческим верованиям.  Современные люди, наоборот, наблюдают природу и подражают ей. Это тоже магическое мировоззрение. С христианской точки  зрения это просто блуд.

Артемида почиталась как богиня ночи. Одним из её символов было покрывало. Заклинательные письмена писались на пергаменты и привязывались на голову и руку. В Эфес стекалось множество чародеев.

Одновременно с ап. Павлом в городе проповедовал Апполоний Теанский (?) – маг, а также другие маги. Христиане сожгли свои магические книги на сумму  50 тысяч драхм серебра (весьма много).  Св. апостол Павел  в своем послании к Тимофею обличал суеверия женщин. В городе возникла секта, которая уповала своим аскетизмом передать своим адептам способность проникать в тайны жизни.   Эфес называли центром Азии, распутнейшим местом для жизни человека. Эфес присвоил себе титул «Матери митрополий».  Христианскую Церковь основал в этом месте св. ап. Павел, затем здесь проповедовали св. Тимофей, св. Иоанн Богослов. Христианство неизбежно сталкивалось с язычеством: воздержание и распутство, простота и роскошь,  чудеса апостолов и чудеса магов. Эфесское язычество – типичное и яркое явление.