Слово Божие сравнивается у ап. Павла с мечем обоюдоострым, проникающим до разделения души и тела. Образ меча – образ кары против врагов Церкви, непобедимая мощь глагола Божия, поражающего врага в самое сокровенное.
Лицо Христа сравнивается с солнцем в силе. Тут сияние славы. Христос – солнце правды.
Иоанн пал как мертвый. Прикосновением Ин. был приведен в чувство, также Христос исцелял больных и умерших. Иоанн стал способным к восприятию. Христос говорит о Себе как о Первом и Последнем. Речь идет о Распятии и Воскресении.
«Ключи ада и смерти…». Ключ – символ власти над какой-либо областью. Христос владычествует над смертью и адом, Он отнял власть у смерти.
Христос этими явлениями приготовил Иоанна к принятию Откровения и приказал записать всё, что он видел, то, что есть: духовное состояние Семи Церквей; и то, что будет: будущее Церквей и мира (и в Церкви и вне её). То есть это как бы третий предмет Апокалипсиса: описать что видел, что есть и что будет.
«АНГЕЛУ ЭФЕССКОЙ ЦЕРКВИ…»
Ангел – вестник, посланник, посол, а также особое существо невидимого мира. В переносном смысле – Предстоятель Церкви. Отцы Церкви считали, что каждой Церкви покровительствует особый Ангел-Хранитель. Его служение подобно служению Ангела-Хранителя народа, которое описывается в Библии.
Есть Ангелы стихий, личные Ангелы-Хранители, Ангелы, охраняющие престол в Церкви. Можно предположить, что есть Ангелы городов, районов и т.д. Но нам точно это неизвестно.
Языческий мир был зависим от множества бесов: леший, домовой и т.д. Язычники чувствовали их силу и боялись их. Можно сказать, что добрых ангелов не меньше, чем злых. Возможно, каждое творение имеет особого ангела. В том числе и Церковь как общность людей. Однако ученый мир смущался тем, что Ангела Церкви призывали покаяться. Он ведь не может быть грешным. Под Ангелом предлагали понимать епископа или пресвитера – предстоятеля Церкви. Главе общества можно прилагать недостатки общества, которым он руководит. Это может быть и Ангел. В 10 главе книги пророка Даниила говорится об Ангелах народов – «Архангел Михаил как Ангел еврейского народа». Еще есть точка зрения, что Ангел Церкви – это поэтическое олицетворение. Но это нецерковная точка зрения.
Всё послание Эфесской Церкви (ЭЦ) написано по одному плану: 1- подписание; 2 – вступление; 3 – Главная часть – церковная и нравственная часть этой Церкви. В конце Господь являет себя в том или ином виде, соответствующем состоянию Церкви и тому, что ей обетуется. 4 – воззвание; 5 – Награда. Последние два пункта меняются местами в разных посланиях.
Эфес – город на берегу Эгейского моря при устье реки. Это удобная гавань. Эфес – главный город проконсульской Азии. Здесь были все административные и судебные центры страны. Через Эфес связывались Сирия и Египет, Греция, Македония, Рим. Он был оживленным торговым центром. Население города составляли греческие колонисты и иудеи. И население это было весьма предприимчивым. То, как описывает Ин. гибель мира сего, перечисляя товары купцов и рабов, отразило ту шумную торговлю, которая процветала в Эфесе.
У ефесян скопились большие богатства (Еф. 5, 3-5). В послании к Тимофею ап. Павел укоряет ефесян в сребролюбии. Для ефесян была характерна роскошь, модные прически женщин (упоминаются в послании ап. Павла к Тимофею). В Эфесе соединились Запад и Восток.
Отношение к браку стало очень легким. Поэтому ап. Павел развил учение о браке в послании «К ефесянам». Были и грубые пороки – пьянство. В Эфесе жили иоанниты, обладавшие подвижным восприимчивым характером. Легко возбуждались и стихали, любили словопрения, пустословие. (2 Тим.) Ап. Павел сравнивает с…, увлекаемыми порывами ветра. Им было свойственно смехотворство. В Деласе ежедневно продавали до 10 тысяч рабов, в Эфесе же – больше. Жители Эфеса были остроумны, любили пустые споры. Они умудрились проповедовать Евангелие софистам за деньги. В Эфесе был театр. Там проповедовал ап. Павел. Еще был Храм Артемиды – гордость Эфеса. Его построили в 22 году на средства всей Азии. Его украшали лучшие греческие скульптуры. В этом храме находилась статуя Артемиды, которая «упала с неба». Поражала гармония изображения. В дни праздника Артемиды Эфесской в город стекались гости со всей Азии. Это был источник дохода горожан, обслуживающих и кормивших паломников. Идолы были проводниками бесовской силы. Христиане же попирали их Силой Божией.
*Религиозный культ Артемиды был на Западе известен под именем Дианы. Этот культ в своей основе заключал поклонение производительным и целительным силам природы, в особенности земли. Этот культ сопровождался «религиозной проституцией»: соединение полов с целью магического воздействия на природу. Природа и человек взаимообразны, поэтому воспроизводство человеческой жизни и связанные с этим действия должны вызывать сообразные действия природы по языческим верованиям. Современные люди, наоборот, наблюдают природу и подражают ей. Это тоже магическое мировоззрение. С христианской точки зрения это просто блуд.
Артемида почиталась как богиня ночи. Одним из её символов было покрывало. Заклинательные письмена писались на пергаменты и привязывались на голову и руку. В Эфес стекалось множество чародеев.
Одновременно с ап. Павлом в городе проповедовал Апполоний Теанский (?) – маг, а также другие маги. Христиане сожгли свои магические книги на сумму 50 тысяч драхм серебра (весьма много). Св. апостол Павел в своем послании к Тимофею обличал суеверия женщин. В городе возникла секта, которая уповала своим аскетизмом передать своим адептам способность проникать в тайны жизни. Эфес называли центром Азии, распутнейшим местом для жизни человека. Эфес присвоил себе титул «Матери митрополий». Христианскую Церковь основал в этом месте св. ап. Павел, затем здесь проповедовали св. Тимофей, св. Иоанн Богослов. Христианство неизбежно сталкивалось с язычеством: воздержание и распутство, простота и роскошь, чудеса апостолов и чудеса магов. Эфесское язычество – типичное и яркое явление.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.