В А-се идея хилиазма получила очень удобную опору. В 20-й главе (ст. 3-6) дается описание победы над диаволом и 1000-летнее Царство со Христом. Хилиастическая ересь была так прочна и встречается у многих святых отцов. Толкования первых трех веков были тоже хилиастические.
А-с можно рассматривать как последовательное хронологическое описание событий, а можно – как многократное описание одних и тех же (3 беседы о Страшном Суде …). А-с рассказывает об одном и том же несколько раз. Иначе хилиазм не опрокинешь. Это как 4 Евангелия об одном и том же, но это не значит, что Христа 4 раза распинали. А-с можно разделить на 6 принципов изложения, описывая одно и тоже: с помощью печатей, с помощью посланий к Церквам…
В период с 4 по 15 век складывается сразу несколько методов толкования А-са. Андрей Кесарийский явил самый лучший. Слово Св. Писания рассматривается буквально, нравственно, духовно; как человек: тело, душа, дух. А-с, гл. 20, ст. 3-4: эти стихи по св. Андрею раскрывают учение о Царствии Божием, а не некое хилиастическое царство. Была попытка связать начало Царствия Христова с историческими событиями. Миланским эдиктом 313 года, например, или с созданием Римской империи и т.д. Стали отсчитывать тысячу лет от этих событий. Стали пытаться каждую трубу, печать подверстывать к историческим событиям. Этим больше грешил Запад. В 17-м веке взгляд изменился. На А-с стали смотреть как на судьбы Церкви в самые последние времена без привязки к историческим событиям. Наиболее продуктивно сочетать метод Андрея Кесарийского с библейским методом (русская наука 19 – начала 20 века). Образы А-са сопоставляли с образами из В.З.-ных пророчеств.
На русской почве, в связи с проблемой старообрядчества, возник ряд искаженных толкований А-са. Антихристом называли Никона, Петра Великого. Затем появилось мнение, что антихрист не есть конкретная личность, а совокупность зла в мире. Протестанты объявили антихристом папу Римского.
АНДРЕЙ КЕСАРИЙСКИЙ. Неизвестно точно, когда он жил: в 8-9 веках или в 5-6 веках (более принято). То, как он говорит о гуннах, скифах, северных народах, когда их нашествия были более страшными, указывает на 5-6 века. Его оценка св. Кирилла Александрийского, Григория Назианзина - тоже. Он не упоминает позднейших отцов. Андрей Кесарийский собрал древние толкования и дал некоторую оценку. Его достоинство – символизм. Он первый указал на возможность понимания А-са как продолжение разных эпох: апостольскую, мученическую. Он указал, что А-с говорит о бытии Церкви от Первого до Второго Пришествия Христа. Неизвестно, был ли он канонизирован, но его толкование обладает святоотеческой авторитетностью.
Символика А-са. А-с заключает в себе целую систему символики: 1- с именами (Сущий, Альфа и Омега, Был-Есть-и грядый); 2 – числа (1,2,3,4,6,7,8,9,10,12,24,144000); 3 – цвета (белый, золотой, багряный, вороной, бледный); 4 – фигур; 5 – образов, предметов (светильники, чаша, печать, труба); 6 – географических объектов (гора, река, остров); 7 – зоологических (различные птицы, лев, конь змей и др.). Символ обычно имеет свое толкование из контекста, в котором употребляется. Смысл может в разных случаях вкладываться разный. Символ есть такое бытие, которое несет в себя энергию или смысл бытия большего, чем является он сам. Например, окно – символ света. Символ многозначен, истолковывается из контекста. Чем более многообразен символ, тем лучше. Точка может быть символом конца. В то же время и начала тоже, так как с прикосновения к бумаге начинается фраза.
Некоторые символы имеют лишь одно толкование: 666 - число зверя. У числа «6» имеются разные толкования. Это и число греха, так как в шестой день была сотворена тварь, а она склонна к падению. Это и символ творчества, так как Бог творил шесть дней. Модуль «6» широко используется в архитектуре. Четырехугольник – самая устойчивая фигура, символ Иерусалима.
Не столько мы влияем на символ, но больше он влияет на человека. Он живет своей жизнью. Символ вроде кирпича, из которого разные религии строят по-разному. Нужно бороться не с символикой, а с её смыслом, который может быть неправильным.
· Андрей Кесарийский истолковывает 1000-летнее царство Христово как время бытия Церкви, поэтому мы можем и другие тексты А-са рассмотреть с этой точки зрения.
А-с разделяли по-разному разные толкователи. Все однако признают, что 9-20 стихи 1-й главы – это предваряющее введение; 1-8 стихи той же главы – вступление, а 6-21 стихи 22 главы – заключение. Все признают, А-с делится на две неравные по объему, но резко различающиеся части: 1- Послания семи малоазийским церквам (2 и 3 главы книги); 2 – Видения, которые были даны св. Иоанну Богослову (4-22 главы). По способу толкования эти две части отличаются друг от друга. Если к первой применяются исторические данные, археология и т.п., то при толковании второй части основываются на символическом методе преимущественно. Можно избрать схему параллелизма при толковании: 1 труба соответствует 1-ой печати и 1-ой чаше и т.д. Можно исходить, что «трубы» раскрывают то, что произойдет после 7-ой печати, то есть после конца мира. Чему соответствует первое знамение: первой печати или седьмой трубе.
Во время описания печатей даются исторические эпохи. А трубы могут раскрывать события последней эпохи, то есть укрупнение событий. Возможен и такой подход. А можно рассматривать как Андрей Кесарийский – параллельно и соответственно. Мы будем рассматривать А-с как книгу, которая 6 раз описывает одно и тоже под разными видами: печатей, труб…
Мы имеем три описания Страшного Суда, 6 описаний блаженств праведников в Горнем Иерусалиме: Господа на престоле с 24 старцами и 4-мя животными – это по горизонтали. По вертикали: есть 7 эпох, которые следуют одна за другой, затем описание Страшного суда и блаженства праведников. Описание каждой эпохи предваряется видением.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.