МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра общей гигиены, экологии и радиационной медицины
Утверждено на заседании кафедры
протокол № 12от "20"марта 2003г.
ТЕМА: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА
Учебно-методическое пособие
для студентов
Автор: Золотарева А.В.
Гомель,2003
УДК
Методы исследования и гигиеническая оценка влажности воздуха
(учебно-методическое пособие)
Составитель: А.В. Золотарева, Гомель: ГоГМУ,2003
Рецензенты: С.В. Осмоловский – зам. главного врача городского ЦГЭ и ОЗ
В.Н. Бортновский – зав. кафедрой общей гигиены, экологии и радиа
ционной медицины
Утверждено на заседании Научно-методического совета ГоГМУ, протокол № 2 от 18.02.2003
Учебно-методическое пособие предназначено для проведения практических занятий по общей гигиене в медицинских институтах на медико-профилактическом факультете и составлено в соответствии с учебной программой по разделу гигиены окружающей среды.
Представленные в пособии материалы соответствуют требованиям квалификационной характеристики выпускников медицинского института.
Гомельский государственный
медицинский университет, 2003
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра общей гигиены, экологии и радиационной медицины
ТЕМА: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА
Гомель,2003
ТЕМА: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА
Общее время занятий: 3 часа.
Мотивационная характеристика темы
Гигиеническое значение влажности воздуха заключается в ее влиянии на теплообмен. Кроме того, при уменьшении влажности воздуха ниже 30% снижается защитная функция мерцательного эпителия слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Влажный воздух, увеличивая влажность одежды, ухудшает ее теплозащитные свойства (увеличивая теплопроводность), т.е. при низкой температуре воздуха приводит к увеличению потери тепла проведением. Кроме того, влажный воздух обладает большей теплоусвояемостью, т.е. отбирает большее количество тепла в единицу времени, чем сухой, и поэтому он ускоряет охлаждение.
Большая влажность воздуха (свыше 70%) неблагоприятно влияет на теплообмен как при высокой, так и при низкой температурах. Если температура высокая (больше 30° С), то большая влажность, затрудняя испарение пота, ведет к перегреванию. При низкой температуре высокая влажность воздуха способствует более сильному охлаждению за счет потери тепла конвекцией. Поэтому оптимальная влажность воздуха находится в пределах 30-60%.
Цель занятия:
1. Закрепить теоретические знания о сущности влажности, как физического состояния воздуха и овладеть навыками ее определения.
2. Ознакомить с устройством приборов для определения влажности воздуха и правилами пользования ими.
Тип занятия – лабораторный
ОБЪЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:
1. С помощью стационарного и аспирационного психрометров определить показатели влажности воздуха в учебной комнате и других помещениях, указанных преподавателем.
2. Полученные результаты оформить в виде протокола с гигиеническим заключением.
ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Для полного усвоения темы студентам нужно повторить из:
медицинской и биологической физики – физические свойства воздуха, методические подходы в изучении влажности воздушной среды;
биологической химии – источники загрязнения и примеси антропогенного происхождения в воздухе.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН
1. Роль климатических и погодных факторов в формировании влажности воздуха.
2. Превращения химических веществ атмосферного воздуха под действием физических факторов.
3. Медицинские приборы для контроля физического состояния воздушной среды.
1. Физиолого-гигиеническое значение влажности воздуха.
2. Какие понятия применяются для характеристики влажности
воздуха и в каких
единицах они выражаются. I
3. Гигиенические нормативы влажности в помещениях и мероприятия,
направ-
ленные на улучшение
температурно-влажностного режима помещений.
4. Приборы, используемые для определения влажности воздуха,
их устройство,
принцип действия и
правила работы.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Теоретические положения 1-3 контрольных вопросов проработать по учебни-кам В.А. Покровского, Г.И. Румянцева с соавторами (стр.257-260), лекциям ка-федры и рекомендуемой литературе. Материалы к 4 вопросу частично освещены в "Руководстве к лабораторным занятиям по гигиене" Ю.П. Пивоварова (стр.95-97) и дополнены нижеследующими данными, необходимыми к настоящему занятию.
Помимо описанных в упомянутом "Руководстве" приборов, для измерения влажности используется стационарный психрометр Августа. Он состоит из двух спиртовых термометров, укрепленных рядом в открытом футляре. Резервуар одного из термометров обернут тонкой тканью, конец которой опущен в трубку - сосуд с дистиллированной водой. С поверхности влажного термометра испаряется вода - тем сильнее, чем суше воздух, поэтому он показывает более низкую температуру, чем сухой термометр, и разница в показаниях термометров будет тем больше, чем суше воздух.
Психрометр устанавливают на высоте 1,5 м, ограждая от источников лучистой энергии и случайных движений воздуха. Продолжительность наблюдений 10-15 минут.
Абсолютная влажность вычисляется по формуле:
А = f-а. (t1 – t2) . В мм. рт.ст. (1)
где: А - искомая абсолютная влажность,
f- максимальная влажность (по таблице 1) при t2 ,
а - психрометрический коэффициент (для атм. воздуха - 0,00074; для комнатного - 0,0011).
t1 - температура сухого термометра,
t2 - температура влажного термометра,
В - барометрическое давление (мм.рт.ст.)
Относительная влажность определяется по таблице 2 (см. приложение) или вычисляется по формуле:
P = А х 100 , % (2)
М
где: Р - искомая влажность (относительная), %
А - абсолютная влажность,
М - максимальная влажность по таблице при температуре сухого термо-метра.
Таблица 1. Максимальная влажность воздуха при различной температуре
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.