Методы исследования и гигиеническая оценка влажности воздуха: Учебно-методическое пособие, страница 4

Важно выработать у студентов навыки грамотного пользования специальными терминами и понятиями, используемыми при изучении данной темы, понимание практического значения приобретенных знаний.

Студенты должны усвоить, что санитарный надзор за тепловым состоянием закрытых помещений представляет собой комплексное исследование физических параметров воздуха, имеющих целью предупреждение вредного влияния на здоровье и самочувствие людей.

 ОСНОВНАЯ  ЛИТЕРАТУРА

1. Гигиена: учебник, 2-е изд., пер. и доп./ Под. редакцией акад. РАМН Г.И. Румянцева. – М.: ГОЭТАР-МЕД, 2002.

2. Румянцев Г. И. и др. " Общая гигиена " - М., 1985.

3. Габович Р. Д. и др.  Гигиена. - Киев, 1984.

4. Гурова А.И., Горлова О.Е." Практикум по общей гигиене ".- М.-1991.

5. Покровский В. А. Гигиена, М.,1979.

6. Лекции кафедры.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 Пивоваров Ю.П. и др." Руководство к лабораторным занятиям по гигиене", М., 1983.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

   ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра  общей гигиены, экологиирадиационной медицины

         Утверждено на  заседании кафедры

                     протокол № 12 от "20" марта 2003г.

ТЕМА:  МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КОМПЛЕКСНОГО ДЕЙСТВИЯ МЕТЕОФАКТОРОВ НА ОРГАНИЗМ

                             Учебно-методическое пособие

                             для студентов

                                   Автор: Золотарева А.В.

                         2003

УДК

Методы изучения и гигиеническая оценка комплексного действия метеофакторов на организм

(учебно-методическое пособие)

Составитель: А.В. Золотарева, Гомель: ГоГМУ,2003

       Рецензенты: С.В. Осмоловский – зам. главного врача городского ЦГЭ и ОЗ

                               В.Н. Бортновский – зав. кафедрой общей гигиены, экологии и радиа

 ционной медицины

      Утверждено на заседании Научно-методического совета ГоГМУ, протокол №   от

Учебно-методическое пособие предназначено для проведения практических занятий по общей гигиене в медицинских институтах на медико-профилактическом факультете и составлено в соответствии с учебной программой по разделу гигиены окружающей среды.

Представленные в пособии материалы соответствуют требованиям квалификационной характеристики выпускников медицинского института.

                                                                                              Гомельский государственный

                                                                                               медицинский университет, 2003

    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

   ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра  общей гигиены, экологиирадиационной медицины

ТЕМА:  МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КОМПЛЕКСНОГО ДЕЙСТВИЯ МЕТЕОФАКТОРОВ НА ОРГАНИЗМ

2003

ТЕМА: МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КОМПЛЕКСНОГО ДЕЙСТВИЯ МЕТЕОФАКТОРОВ НА ОРГАНИЗМ

ВРЕМЯ  ЗАНЯТИЙ: 3 часа

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

Оценка климатических и микроклиматических условий по отдельным метеорологическим факторам (температуре, влажности, подвижности воздуха и лучистому теплу) подчас не дает полного представления о физическом состоянии воздуха и возможном тепловом воздействии окружающей среды на организм человека, так как эффект отдельных факторов взаимосвязан и взаимообусловлен. Субъективное ощущение тепла или холода (температурное чувство) зависит от сочетания микроклиматических факторов окружающей среды, а также от интенсивности выполняемой работы, количественных и качественных особенностей питания, одежды, эмоционального состояния, степени тренированности терморегуляционного механизма данного человека (его закаленности) и других факторов. Связь между здоровьем человека и атмосферными явлениями известна давно. Одним из важных направлений в медико-биологических исследованиях в настоящее время является  вопрос здоровья и погоды. Результатами этих исследований являются  рекомендации к установлению медицинских прогнозов с целью предотвращения обострений хронических заболеваний, т.е. профилактики заболеваний. 

Цель занятия:

1. Закрепить теоретические знания о физиолого-гигиеническом значении комплексного влияния физических факторов воздушной среды на процессы терморегуляции.

2.  Освоить методы изучения и гигиенической оценки комплексного действия метеофакторов на организм.

  Задача:

Ознакомление с методиками оценки влияния метео- и др. факторов на формирование тепловой нагрузки в организме человека.

Тип занятия: лабораторный

ОБЪЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1.   В указанном преподавателем помещении определить и оценить охлаждающую
способность воздуха с помощью кататермометра.

2.  Рассчитать подвижность воздуха по кататермометру.

3.  С помощью психрометров или гигрометров определить относительную влаж-
ность воздуха.

4.  Определить эффективно- эквивалентную температуру по таблице и оценить ее|
по номограмме.

5. Результаты всех выполненных исследований оформить протоколом по приве-
денной ниже форме с заключением и рекомендациями по оптимизации микрокли-
мата в обследуемом помещении.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Механизмы терморегуляции в организме

2. Физическая терморегуляция. Характеристика путей отдачи тепла и обуслав-| ливающих их факторов.

3.  Погода, ее определение и определяющие ее факторы.  Влияние  погоды  на  организм человека.

4.  Метеотропные реакции, заболевания и их профилактика.

5.  Клиническая классификация погод, их характеристика и использование в работе врача.

6.  Понятие о климате и климатообразующих факторах; классификация климатов и их физиолого-гигиеническая характеристика.