Методы исследования и гигиеническая оценка влажности воздуха: Учебно-методическое пособие, страница 5

7. Влияние климата на здоровье, формирование течение заболеваний и их профилактика.

8.  Основные принципы закаливания организма, способы и методы закаливания
организма.

9.  Основные принципы закаливания организма, способы и методы закаливания организма.

10. Методы изучения комплексного влияния метеофакторов на организм, их
отличительные особенности, преимущества и недостатки.

II. Сущность метода определения охлаждающей способности воздуха; используе
мые для этого приборы, их устройство и правила работы.

12.Учение об эффективных температурах. Зона, линия комфорта.

13.Сущность метода определения результирующих температур. Устройство и
правила работы с шаровым термометром.

                              ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ

         Для полного усвоения темы студенту необходимо повторить из:

- медицинской и биологической физики – электрические, магнитные явления в организме, методические подходы в изучении;

- биологической химии – источники загрязнения и примеси антропогенного происхождения воздуха;

- физиологии человека – физиологические сдвиги в организме при действии факторов внешней среды в различных условиях физической нагрузки. Обмен веществ и энергии в организме. Процессы теплообмена организма с внешней средой, адаптация человека к условиям внешней среды.

                         КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН 

1.  Роль климатических и погодных факторов в формировании теплового состояния организма.

2.  Суть электрических и магнитных явлений в организме. Методы исследования.

3.  Методы исследования физиологических функций и работоспособности организма.

4.  Физиологические сдвиги в организме при действии факторов внешней среды, в различных условиях физической нагрузки.

5.  Адаптация человека к условиям внешней среды.

Теоретические положения 1-10 контрольных вопросов проработать по учебни-
ку Г.И. Румянцева с соавторами и В.А. Покровского, лекциям кафедры и рекомен-
дуемой дополнительной литературе; 11-13 вопросы освещены ниже в текстовой
части к данному занятию.                                    

Тепловое равновесие в организме человека, как и всех животных, возможно только при условии, если приход тепла равен расходу; в противном случае наблю-дается или перегревание или переохлаждение тела. В зависимости от характера питания, выполняемой работы, одежды, возраста, состояния здоровья и физиче-ских факторов окружающей среды (температуры, влажности, подвижности воз-духа, лучистой энергии)  величины  теплопродукции  и  теплоотдачи  изменяются

в широких пределах. Экспериментально установлено, что для поддержания тем-пературы тела на нормальном уровне необходимо, чтобы одетый человек терял при легкой работе 1,2 -1, 4 милликалории тепла в секунду с 1 см2 поверхности тела; при средней и тяжелой работе теплопотери возрастают в 2-3 и более раз. Непосредственное определение величины теплопотерь организмом крайне сложно, а поэтому пользуются различными косвенными способами их определения. Одним из данных способов является метод кататермометрии, позволяющий определить величину потери тепла физическим телом в зависимости от температуры и скорости движения воздуха. Хотя он и не может воспроизвести условия потери тепла с поверхности тела человека, которые, как известно, зависят не только от охлаждающей способности воздуха, но и от работы терморегуляторных систем организма. С помощью данного метода установлено, что оптимальное тепловое самочувствие у лиц "сидячих" профессий при обычной одежде в помещениях наблюдается при величине охлаждения кататермометра в пределах 5,5-7,0 милликалорий в секунду. При более высоких показаниях кататермометра данные группы людей будут испытывать холод, а при меньших - духоту; при показаниях кататермометра 3,2 милликалории в секунду повышается потоотделение.

УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ С КАТАТЕРМОМЕТРОМ

Кататермометры бывают двух типов: кататермометр Хилла, имеющий ци-линдрический резервуар и шаровой кататермометр.  У  кататермометра  Хилла шкала термометра разделена на градусы от 35 до 38о, у шарового - от 33 до 40 о С.

ПРИНЦИП РАБОТЫ С КАТАТЕРМОМЕТРОМ

Если нагреть кататермометр до температуры выше температуры окружающего воздуха, то при охлаждении он потеряет, главным образом, под влиянием наруж-ной температуры и движения воздуха, некоторое количество тепла. Вследствие постоянства теплоемкости спирта и стекла, из которых сделан прибор, он теряет при охлаждении с 380 до 350 строго определенное количество тепла, которое устанавливается лабораторным путем отдельно для каждого кататермометра. Эта потеря тепла с 1 см2 поверхности резервуара кататермометра выражается в мил-ликалориях и обозначается на каждом кататермометре в виде его постоянного фактора - F.

ПОРЯДОК РАБОТЫ С КАТАТЕРМОМЕТРОМ

А. Прибор нагревают в горячей воде (65-70) до тех пор, пока спирт не заполнит половины верхнего резервуара; вынув из воды, кататермометр вытирают насухо и помещают на штативе в исследуемое место, защищая при этом от действия лучистой энергии; фиксируют время опускания спирта с 38 до 35 . Производят расчет по следующей формуле:

H = __F_, где:

 а

Н - величина  охлаждения  прибора,  характеризующая  охлаждающую  спо-

собность воздуха при данных условиях мкал/см2/сек;

F - фактор прибора;

    а - количество секунд, в течение которых спирт опустился с 380 до 350 . Б. В том случае, когда наблюдения ведут с помощью шарового кататермометра при снижении температуры от 400 до 330   или от 39   до 34 , то применяется формула:

Ф · (Т12)

Н = ------ -- -------- , где:

а

Ф = _F  - константа кататермометра;

    3

Т1 - высшая температура;

Т2 - низшая температура

 Если наблюдение за длительностью охлаждения производилось в пределах от 380 до 350 , то Н вычисляется по формуле для кататермометра Хилла.

В. Определение скорости движения слабых потоков воздуха производится по эмпирическим формулам:

                                                         _H