7. Влияние климата на здоровье, формирование течение заболеваний и их профилактика.
8. Основные принципы закаливания организма, способы и
методы закаливания
организма.
9. Основные принципы закаливания организма, способы и методы закаливания организма.
10. Методы изучения комплексного влияния метеофакторов
на организм, их
отличительные особенности,
преимущества и недостатки.
II. Сущность метода определения охлаждающей
способности воздуха; используе
мые для этого приборы, их устройство
и правила работы.
12.Учение об эффективных температурах. Зона, линия комфорта.
13.Сущность метода определения
результирующих температур. Устройство и
правила работы с шаровым
термометром.
ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ
Для полного усвоения темы студенту необходимо повторить из:
- медицинской и биологической физики – электрические, магнитные явления в организме, методические подходы в изучении;
- биологической химии – источники загрязнения и примеси антропогенного происхождения воздуха;
- физиологии человека – физиологические сдвиги в организме при действии факторов внешней среды в различных условиях физической нагрузки. Обмен веществ и энергии в организме. Процессы теплообмена организма с внешней средой, адаптация человека к условиям внешней среды.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН
1. Роль климатических и погодных факторов в формировании теплового состояния организма.
2. Суть электрических и магнитных явлений в организме. Методы исследования.
3. Методы исследования физиологических функций и работоспособности организма.
4. Физиологические сдвиги в организме при действии факторов внешней среды, в различных условиях физической нагрузки.
5. Адаптация человека к условиям внешней среды.
Теоретические
положения 1-10 контрольных вопросов проработать по учебни-
ку Г.И. Румянцева с
соавторами и В.А. Покровского, лекциям кафедры и рекомен-
дуемой дополнительной
литературе; 11-13 вопросы освещены ниже в текстовой
части к данному занятию.
Тепловое равновесие в организме человека, как и всех животных, возможно только при условии, если приход тепла равен расходу; в противном случае наблю-дается или перегревание или переохлаждение тела. В зависимости от характера питания, выполняемой работы, одежды, возраста, состояния здоровья и физиче-ских факторов окружающей среды (температуры, влажности, подвижности воз-духа, лучистой энергии) величины теплопродукции и теплоотдачи изменяются
в широких пределах. Экспериментально установлено, что для поддержания тем-пературы тела на нормальном уровне необходимо, чтобы одетый человек терял при легкой работе 1,2 -1, 4 милликалории тепла в секунду с 1 см2 поверхности тела; при средней и тяжелой работе теплопотери возрастают в 2-3 и более раз. Непосредственное определение величины теплопотерь организмом крайне сложно, а поэтому пользуются различными косвенными способами их определения. Одним из данных способов является метод кататермометрии, позволяющий определить величину потери тепла физическим телом в зависимости от температуры и скорости движения воздуха. Хотя он и не может воспроизвести условия потери тепла с поверхности тела человека, которые, как известно, зависят не только от охлаждающей способности воздуха, но и от работы терморегуляторных систем организма. С помощью данного метода установлено, что оптимальное тепловое самочувствие у лиц "сидячих" профессий при обычной одежде в помещениях наблюдается при величине охлаждения кататермометра в пределах 5,5-7,0 милликалорий в секунду. При более высоких показаниях кататермометра данные группы людей будут испытывать холод, а при меньших - духоту; при показаниях кататермометра 3,2 милликалории в секунду повышается потоотделение.
УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ С КАТАТЕРМОМЕТРОМ
Кататермометры бывают двух типов: кататермометр Хилла, имеющий ци-линдрический резервуар и шаровой кататермометр. У кататермометра Хилла шкала термометра разделена на градусы от 35 до 38о, у шарового - от 33 до 40 о С.
ПРИНЦИП РАБОТЫ С КАТАТЕРМОМЕТРОМ
Если нагреть кататермометр до температуры выше температуры окружающего воздуха, то при охлаждении он потеряет, главным образом, под влиянием наруж-ной температуры и движения воздуха, некоторое количество тепла. Вследствие постоянства теплоемкости спирта и стекла, из которых сделан прибор, он теряет при охлаждении с 380 до 350 строго определенное количество тепла, которое устанавливается лабораторным путем отдельно для каждого кататермометра. Эта потеря тепла с 1 см2 поверхности резервуара кататермометра выражается в мил-ликалориях и обозначается на каждом кататермометре в виде его постоянного фактора - F.
ПОРЯДОК РАБОТЫ С КАТАТЕРМОМЕТРОМ
А. Прибор нагревают в горячей воде (65-70) до тех пор, пока спирт не заполнит половины верхнего резервуара; вынув из воды, кататермометр вытирают насухо и помещают на штативе в исследуемое место, защищая при этом от действия лучистой энергии; фиксируют время опускания спирта с 38 до 35 . Производят расчет по следующей формуле:
H = __F_, где:
а
Н - величина охлаждения прибора, характеризующая охлаждающую спо-
собность воздуха при данных условиях мкал/см2/сек;
F - фактор прибора;
а - количество секунд, в течение которых спирт опустился с 380 до 350 . Б. В том случае, когда наблюдения ведут с помощью шарового кататермометра при снижении температуры от 400 до 330 или от 39 до 34 , то применяется формула:
Ф · (Т1-Т2)
Н = ------ -- -------- , где:
а
Ф = _F - константа кататермометра;
3
Т1 - высшая температура;
Т2 - низшая температура
Если наблюдение за длительностью охлаждения производилось в пределах от 380 до 350 , то Н вычисляется по формуле для кататермометра Хилла.
В. Определение скорости движения слабых потоков воздуха производится по эмпирическим формулам:
_H
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.