Методы исследования и гигиеническая оценка влажности воздуха: Учебно-методическое пособие, страница 7

H

Q

Скорость м/сек

Н

Q

Скорость м/сек

H

Q

Скорость м/сек

1

2

3

4

5

6

0,60

1,00

0,83

2,22

1,15

4,71

0,61

1,04

0,84

2,28

1,18

4,99

0,62

1,09

0.85

2,34

1,20

5,30

0,63

1,13

0,86

2,41

1,23

5,48

0,64

1,18

0,87

2,48

1,25

5,69

0,65

1,22

0,88

2,54

1,28

5,95

0,66

1,27

0,89

2,61

1,30

6,24

0,67

 1,32

0,90

2,68

1,35

6,73

0,68

1,37

0,91

2,75

1,40

7,30

0,69

1,42

0,92

2,82

1,45

7,88

0,70

   1.47     

0,93

2,90

1,50

8,49

0,71

1,72

0,94

2,97

1,55

9.13

0,72

1,58

0,95

3,04

1,60

9,78

0,73

1,63

0,96

3,12

1,65

10,05

0,74

      1,68

0,97

3,19

1,70

11,2

0,75

      1,74

-0,98

3,26

1,75

11,8

0,76

      1,80

0,99

.      3,35

1,80

12,6

0,77

      1,85

1,00

3.43

1,85

13,4

0,78

       1,91

1,03

3,66

1,90

14,2

0,79

1,97

1,05

3,84

1,95

15.0

0,80

2,03

1,08

4,08

2,00

15,8

0,81

2,09

1,10

4,26

0,82

2,16

1,13

4,52

Пример: допустим, что величина охлаждения кататермометра Н равна 7,4 милликалории в секунду. Температура 200 .

Q = (36,5-20) = 16,50,

__H   =  7,4     = 0,45

                                                        Q       16,5

По таблице 1 находим, что величине 0,45 соответствует при 200 скорость движения воздуха 0,429 м/сек.

     ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ЭФФЕКТИВНОЙ  ТЕМПЕРАТУРЫ 

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ  ОЦЕНКА  ЭФФЕКТИВНЫХ ТЕМПЕРАТУР

 Определение эффективных температур (ЭТ и ЭЭТ), как и термометрия, яв-ляется методом оценки комплексного воздействия атмосферных условий, т.е. позволяет косвенным путем определить суммарное воздействие на организм трех метеорологических факторов: температуры, влажности и движения воздуха. Раз-ница в методах заключается в том, что при кататерометрии используется прибор, который реагирует на воздействие холода или тепла и дает показания, по которым можно судить о тепловом ощущении человека. При методе эффективных темпе-ратур никакого специального прибора не требуется. Оценка метеорологических условий производится на основании сопоставления определенных комбинаций температуры, влажности и движения воздуха с субъективными тепловыми ощу-щениями человека. Эффективная температура показывает эффект теплоощуще-ния от одновременного воздействия на организм температуры, влажности и дви-жения воздуха. Она выражается в градусах эффективных температур.

Установление градусов эффективной температуры, соответствующих опреде-ленному самочувствию человека, было произведено следующим образом: были устроены две камеры, в которых создавались разные метеорологические условия. В первой камере поддерживались постоянные условия: определенная температура при влажности-100% и скорости движения воздуха-0 м/сек, во второй камере  все метеорологические факторы менялись. Лица, участвовавшие в опыте, переходили из первой камеры во вторую и должны были отвечать на вопрос, где холоднее или теплее, и где чувствуют себя наиболее комфортабельно. В дальнейшем во второй камере условия изменялись до тех пор, пока находящиеся в них лица не отмечали одинакового теплового ощущения в обеих камерах. В результате многочисленных опытов было установлено, что во второй камере можно создавать много различных сочетаний температуры, влажности и скорости движения воздуха, которые будут давать теплоощущения, аналогичные тем, которые получаются в  первой  камере  при  какой-либо  постоянной температуре  воздуха  при условии его неподвижности и 100% насыщения водяными парами (стандартные условия).

Например, человек испытывает теплоощущение при температуре 17,7°С; 100% относительной влажности и скорости движения воздуха 0 м/сек, такое же, как и при 22,4 С, при 70% относительной влажности и скорости движения возду-ха 0,5 м/сек.

В приведенном выше примере эффективная температура равна 17,7°ЭТ. Таким образом, эффективная температура есть характеристика метеорологических ус-ловий, производящих тот же тепловой эффект, что и неподвижный воздух при 100% влажности и определенной температуре. Метод эффективных температур получил широкое применение в гигиенической практике, хотя следует отметить, что он содержит ряд принципиальных недостатков. Самым существенным недо-статком является то, что он ориентирован на изучение условий теплоотдачи в зависимости от физических свойств внешней среды и не учитывает тех физиоло-гических реакций, которые компенсируют теплопотери и обеспечивают поддер-жание теплового баланса. В основу построения графиков эффективной темпера-туры положены совершенно нефизиологические условия - неподвижный воздух при 100% влажности.