Методы исследования и гигиеническая оценка влажности воздуха: Учебно-методическое пособие

Страницы работы

33 страницы (Word-файл)

Содержание работы

   МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

   ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра общей гигиены, экологии и радиационной медицины

         Утверждено на заседании кафедры

                   протокол № 12от "20"марта 2003г.

ТЕМА: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА

                             Учебно-методическое пособие

                             для студентов

                                   Автор: Золотарева А.В.

Гомель,2003

УДК

Методы исследования и гигиеническая оценка влажности воздуха

(учебно-методическое пособие)

Составитель: А.В. Золотарева, Гомель: ГоГМУ,2003

       Рецензенты: С.В. Осмоловский – зам. главного врача городского ЦГЭ и ОЗ

                               В.Н. Бортновский – зав. кафедрой общей гигиены, экологии и радиа

 ционной медицины

      Утверждено на заседании Научно-методического совета ГоГМУ, протокол № 2 от 18.02.2003

Учебно-методическое пособие предназначено для проведения практических занятий по общей гигиене в медицинских институтах на медико-профилактическом факультете и составлено в соответствии с учебной программой по разделу гигиены окружающей среды.

Представленные в пособии материалы соответствуют требованиям квалификационной характеристики выпускников медицинского института.

                                                                                              Гомельский государственный

                                                                                               медицинский университет, 2003

   МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

   ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра общей гигиены, экологии и радиационной медицины

ТЕМА: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА

Гомель,2003

ТЕМА: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА

  Общее время занятий: 3 часа.

                   Мотивационная характеристика темы

Гигиеническое значение влажности воздуха заключается в ее влиянии на теплообмен. Кроме того, при уменьшении влажности воздуха ниже 30% снижается защитная функция мерцательного эпителия слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Влажный воздух, увеличивая влажность одежды, ухудшает ее теплозащитные свойства (увеличивая теплопроводность), т.е. при низкой температуре воздуха приводит к увеличению потери тепла проведением. Кроме того, влажный воздух обладает большей теплоусвояемостью, т.е. отбирает большее количество тепла в единицу времени, чем сухой, и поэтому он ускоряет охлаждение.

Большая влажность воздуха (свыше 70%) неблагоприятно влияет на теплообмен как при высокой, так и при низкой температурах. Если температура высокая (больше 30° С), то большая влажность, затрудняя испарение пота, ведет к перегреванию. При низкой температуре высокая влажность воздуха способствует более сильному охлаждению за счет потери тепла конвекцией. Поэтому оптимальная влажность воздуха находится в пределах 30-60%.

Цель занятия:

1. Закрепить теоретические знания о сущности влажности, как физического состояния воздуха и овладеть навыками ее определения.

    2. Ознакомить с устройством приборов для определения влажности воздуха и правилами пользования ими.

Тип занятия лабораторный

ОБЪЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:

1.   С помощью стационарного и аспирационного психрометров определить показатели влажности воздуха в учебной комнате и других помещениях, указанных преподавателем.

2.  Полученные результаты оформить в виде протокола с гигиеническим заключением.

              ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

    Для  полного усвоения темы студентам нужно повторить из:

медицинской и биологической физики – физические свойства  воздуха, методические подходы в изучении влажности воздушной среды;

биологической химии – источники загрязнения и примеси антропогенного происхождения в воздухе.

                  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН 

1.  Роль климатических и погодных факторов в формировании влажности воздуха.

2.  Превращения химических веществ атмосферного воздуха под действием физических факторов.

3.  Медицинские приборы для контроля физического состояния воздушной среды.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.  Физиолого-гигиеническое значение влажности воздуха.

2. Какие понятия применяются для характеристики влажности воздуха и в каких
единицах они выражаются.                                                          I

3. Гигиенические нормативы влажности в помещениях и мероприятия, направ-
ленные на улучшение температурно-влажностного режима помещений.

4. Приборы, используемые для определения влажности воздуха, их устройство,
принцип действия и правила работы.

                                ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Теоретические положения 1-3 контрольных вопросов проработать по учебни-кам В.А. Покровского, Г.И. Румянцева с соавторами (стр.257-260), лекциям ка-федры и рекомендуемой литературе. Материалы к 4 вопросу частично освещены в "Руководстве к лабораторным занятиям по гигиене" Ю.П. Пивоварова (стр.95-97) и дополнены нижеследующими данными, необходимыми к настоящему занятию.

Помимо описанных в упомянутом "Руководстве" приборов, для измерения влажности используется стационарный психрометр Августа. Он состоит из двух спиртовых термометров, укрепленных рядом в открытом футляре. Резервуар одного из термометров обернут  тонкой тканью, конец которой опущен в трубку - сосуд с дистиллированной водой. С поверхности влажного термометра испаряется вода - тем сильнее, чем суше воздух, поэтому он показывает более низкую температуру, чем сухой термометр, и разница в показаниях термометров будет тем больше, чем суше воздух.

Психрометр устанавливают на высоте 1,5 м, ограждая от источников лучистой энергии и случайных движений воздуха. Продолжительность наблюдений 10-15 минут.

Абсолютная влажность вычисляется по формуле:

А = f-а. (t1 – t2) . В мм. рт.ст.  (1)

где: А - искомая абсолютная влажность,

f- максимальная влажность (по таблице 1) при t2 ,

а - психрометрический коэффициент (для атм. воздуха - 0,00074; для комнатного - 0,0011).

t1 - температура сухого термометра,

t2 - температура влажного термометра,

В - барометрическое давление (мм.рт.ст.)

Относительная влажность определяется по таблице 2 (см. приложение) или вычисляется по формуле:

P = А х 100  ,  %              (2)

              М                                    

где: Р - искомая влажность (относительная), %

      А - абсолютная влажность,

М - максимальная влажность по таблице при температуре  сухого термо-метра.

Таблица 1. Максимальная влажность воздуха при различной температуре

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Общая гигиена
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
358 Kb
Скачали:
0