Психическое состояние личного состава частей и подразделений в условиях воинской деятельности или выполнения сложных учебно-бое­вых задач

Страницы работы

20 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

     В условиях  сложной  социально-экономической обстановки важно принять меры по поддержанию на должном уровне боеспособности  час­тей и подразделений вооруженных сил Росийской Федерации. Последние руководящие документы нацеливают на дальнейшее  решение  важнейших проблем,  направленных на повышение боеготовности и боеспособности частей и подразделений.

     По мере  возрастания  силы  поражающих факторов в современном бою,  усложнения задач подготовки военнослужащих и подразделений в целом к выполнению ими сложных боевых задач,  процессов управления личным составом в боевой обстановке,  возрастает и значимость изу­чения возможностей человеческой психики, выработки соответствующей предупредительной системы мер.

     Современная война при  достаточно высокой степени вероятности будет носить многоцелевой,  широкомасштабный и ожесточенный харак­тер.  Ракетно-ядерное  оружие и современная боевая техника создают огромную опасность для жизни человека,  разнообразят формы ее воз­действия на его психику и поведение.

     Военнослужащие, не подготовленные  к  преодолению  трудностей боевой обстановки,  воздействию огромных психогенных раздражителей могут оказаться на продолжительное время во  власти  отрицательных психических состояний. Именно поэтому проблема исследования психи­ческих состояний военнослужащих в боевой обстановке является  важ­нейшей  проблемой психологической военной науки.  Это определяется рядом обстоятельбств:

     Во-первых, решение  многих вопросов данной проблемы позволяет восполнить теоретический пробел в системе общей и военой  психологии  -  разрыв  между  учением о психических процессах и учением о психических свойствах личности. Именно поэтому психические состоя­ния являются важнейшей областью внутреннего мира человека,  изуче­ние которой,  применительно к военной сфере и тем более к  боевой, крайне важно в современное время.

     Во-вторых, за последнее время резко усложнился характер веде­ния  боевых  действий общевойсковыми подразделеними,  всвязи с чем резко возрасла степень реактивных психиеских проявлений у военнос­луащих во время выполнения ими боевых задач.По данным зарубежных и отечественных специалистов частота  реактивных  образований  среди различных контингентов, подвергшихся воздействию различных средств массового уничтожения ,  составляет от 10 до 50%. Поэтому глубокое изучение воздействия и соотношения психических состояний на актив­ность воинов в бою имеет важнейшее значение для повышения психоло­гической надежности частей и подразделений,  для совершенствования системы подготовки личного состава к активным боевым  действиям  в условиях современной войны.

     В-третьих, одним из сложных и важных вопросов данной проблемы выступает социально-психологический анализ деятельности командира, военного психолога  по  восстановлению  положительных  психических состояний подиненных в условиях применения противником массирован­ных огневых ударов,  разработка и  обоснование  системы,  путей  и средств  по  восстановлению боеспособности мотострелковых частей и подразделений, выработки конкретных мер по повышению психологичес­кой   устойчивости   военнослужащих   в   экстремальных  условиях. -----------------------------------------------------------------­*  см.  Крысько В.Г.  "Морально-психологическая подготовка личного состава армий империалистических государств" М. В.П.А. 1990. с.5

     Изучение данной проблемы позволит мне в  дальнейшем  успешнее решать вопросы,  связанные с управлением подразделениями,  мораль­но-психологическим обеспечением их непосредственно в боевой обста­овке, намного облегчит выполнение ими боевых и других задач.


глава 1 СУЩНОСТЬ И СОДЕЖАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

     Анализ боевой деятельности военнослужащих в Чечне  свидетель­ствует о том, что ее результативность зависит прежде всего от сос­тояния и уровня работоспособности самих военнослужащих.*

Современному общевойсковому бою,  как и в целом боевой обста-

новке присущи наличие большого числа различных раздражителей, соз­дающих опасность,  трудностей, порождающих высокие психологические нагрузки на человеческий организм и вызывающих у воинов как  поло­жительные так и отрицательные реакции. Моделирование положительных психологических явлений в боевой обстановке и преодоление  отрица­тельных  психологических явлений можно рассматривать как важнейшие предпосылки, способствующие успешному ведению боевых действий. Для того чтобы знать и учитывать положительные психические состояния и предупреждать возникновение отрицательных важно знать их  сущность и                                               содержание.

----------------------------------------------------------------­* см. Грамеицкий П.М. "Общие закономерности взаимодействия оганиз­ма с необычайными факторами внешней среды,  встречающимися в усло­виях военного времени" Вопр.  физиолог.  военного труда. Уч. посо­бие. Л. 1957. с.18

     В соответствии  с  современными  представлениями  психические состояния рассматриваются как определенное состояние психики чело­века  и  находят свою естественно-научную основу в учении о высшей нервной деятельности.  Не случайно И.П.  Павлов понимал психологию как  науку  о  психических  состояниях,  называя их первостепенной действительностью, имеющей большое значение в жизни человека.

Психические состояния не являются врожденными,  навсегда при-

сущими человеку.  Они вытекают из особенностей его психики,  имеют определенный  механизм,  который и обуславливается окружающими его условиями,  теми ситуациями,  в которых военнослужащий  находится. Физиологическим механизмом психического состояния является сложная рефлекторная реакция организма военнослужащего на какие либо разд­ражители.

     Понимание Физиологического механизма позволяет  рассматривать психические  состояния  как психологическую категорию с позиций их сложной взаимосвязи с другими психологическими  категориями:  про­цессами, свойствами, образованиями, их основными тенденциями и ди­намикой их протекания, со всеми сторонами сознательной психической жизни военнослужащего.

Похожие материалы

Информация о работе