Психическое состояние личного состава частей и подразделений в условиях воинской деятельности или выполнения сложных учебно-бое­вых задач, страница 3

     Третьей особенностью психических состояний является их тесная связь с психическими процессами и свойствами  личности.  В  данном случае  это  находит свое подтверждение в ряде исследований многих авторов.  Возникнув, психическое состояние в какой-то мере опреде­ляет избирательность восприятия, влияет на продуктивность мышления военнослужащего,  оказывает воздействие на друие психические  про­цессы.  Однако, кроме этого психическое состояние представляет со­бою своеобразный "строительный материал" для  формирования отдель­ных  свойств личности. В этом плане мнение Л.П. Гримака о том, что психические состояния носят "приспособительный  характер" по моему мнению не совсем верно.

     Дело в том,  что психические состояния всегда детерминированы или внешними, или внутренними причинами, или теми и другими однов­ременно. Так, при проявлении черт характера военнослужащий мобили­зует все энергетические резервы,  подчиняет психические  процессы, волевые качества на достижение какой-либо значимой цели,  а отсюда и преобладающими психическими  состояниями  могут  быть  состояние подъема,  боевой активности или другое какое-то положительное сос­тояние .  Психические состояния выступают своего рода "барометром" в определении особенностей характера военнослужащего.

     Одной из особенностей психических состояний выступает их мно­гообразие. Психические состояния порою характеризуются частой сме­ной, переходом одного в другое-прямо противоположное. Это объясня­ется,  на наш взгляд, тем, что вконкретной обстановке у военнослу­жащего быстро происходит смена мотивов,  побуждений, раздражителей внутренних или внешних более сильных нежели прежних, действовавших на психику.

     В этом плане вправе рассматривать любые действия  воинов  как неосознанные в том смысле, что военнослужащие не отдают себе отчет в конкретных причинах,  формах и тех результатах, к  которым могут привести  те или иные действия и поступки.  Примером могут служить реакции военнослужащих в боевой обстановке в состоянии панического бегства  или  ужаса,  когда их психика бывает как бы "парализован­ной". Это вовсе не значит, что действия этих военнослужащих психо­логически  не  мотивированы,  никак  не соотнесены с состоянием их психики, социального опыта. Хотя надо иметь в виду, что доминирую­щие  психические состояния могут подавлять определенные более сла­бые мотивы.  В этом плане четко просматривается тесная взаимосвязь в  моделировании психических состояний со стороны чувств,  эмоций, установок,  потребностей,  т.е.  речь идет к регулирующей  функции психических  состояний  в действительности или поведенческой сфере военнослужащего.

   Физиологическим механизмом   психического   состояния  является сложная рефлекторная реакция организма на какие-либо раздражители. Их также нельзя отделять от других составляющих психики. Возбужде­ние каких-либо групп клеток головного мозга может  вызывать  соот­ветствующие состояния.  Резерв нервной энергии ,  который содержит подкорка может быть использован только в связи с проявлением  пси­хического состояния.  В их основе по мнению большинства ученых ле­жит прежде всего один из основных принципов в деятельности  ЦНС  ­господствующего очага возбуждения в нервной системе , подчиняющего себе всю деятельность и определяющего  приспособительный  характер организма  в целом.  Учение о доминанте А.А.Ухтомского говорит и о том ,  что данные состояния могут длиться , когда раздражитель ис­чезает.

   Таким образом хочу еще раз подчеркнуть, что  психические состоя­ния  выступают  организующей  и  регулирующей

системой ,  которая оказывает воздействие на все остальные подсис­темы ,  включая и биологическую. В зависимости от степени социаль­ной значимости того или иного события  военнослужащий   испытывает различные уровни психических состояний , окрашенные в те или иные эмоциональные чувства.  Их физиологическое обоснование: общее воз­буждение коры головного мозга ,  приток  сахара  в  крови, подъем артериального  давления , повышенный пульс , активизация работос­пособности психических процессов ,  а отсюда и  организма в целом. Затем наступает состояние упадка. Все психические состояния проте­кают на определенном фоне нервного возбуждения , перевозбуждения , успокоения или угнетения.

   Они имеют ряд особенностей:

1. Их относительная подвижность и устойчивость.

2. Их целостность.

3. Тесная связь с психическими процессами и свойствами личности. 4. Их многообразие.

5. Возможность перехода в свой антипод.

В результате обобщения и анализа психических состояний  предла-

гается система параметров для описания их: 1. Поведенческие / поза , мимика , интонация голоса , двигательная активность /.

2. Коммуникативные / степень и характер общения  ,  суетливость  ,

замкнутость /.

3. Вегетативные реакции.

4. Биологические

5. Деятельностные.

В условиях  предбоевой  и  боевой обстановки психические состояния достаточно многообразны ,  но возможно  сведение  их  в  несколько групп:

----- положительные ПС , проявляющиеся в активной форме.

---- положительные ПС в пассивной форме.

---- ПС в активной форме с отрицательной направленностью.

---- ПС с отрицательной направленностью в пассивной форме.

   К первой группе относятся: состояния боевой готовности ,ак­тивности , подъема , психической напряженности , устойчивости.

Ко второй :  самоуспокоенности ,  предбоевой апатии ,  рассеянности , несобранности.

К третьей :  лихорадка , паника , упадок , стресс , страх.

К четвертой : ригидности , фрустрации , навязчивости , тревоги, беспокойства.

   Все они являются относительно устойчивыми и подвижными ,  зави­сят от большого количества факторов , например , морально-психоло­гической и волевой подготовленности военнослужащего ,  знания ору­жия и боевой техники , темперамента  , характера , физической под­готовки , качеств воина , содержания конкретной ситуации , времени суток ,  недели и года , продолжительности пребывания в определен­ных условиях и других.