Психическое состояние личного состава частей и подразделений в условиях воинской деятельности или выполнения сложных учебно-бое­вых задач, страница 6

     Противоположным этому  состоянию  выступает состояние рассея­ности.  Подобное состояние у военнослужащих может возникать тогда, когда  в  коре  больших  полушарий происходит быстрая смена очагов возбуждения  и  когда в подобных  условиях затруднено  образование устойчивых связей или тогда,  когда наблюдается сильная концентра­ция очагов возбуждения в коре головного мозга и заторможены другие ее участки.  В подобном состоянии военнослужащие, как правило, за­-----------------------------------------------------------------­* Левитов Н.Д. "О психических состояниях человека" М. Просвещение. 1964. с.20

бывают обо всем,  не видят, что происходит вокруг них, сильно при­туплены процессы внимания,  все энергетические резервы психики пе­реключаются на анализ только одного  какого-то  вопроса,  наиболее важного для них.

     Группа психических состояний,  отрицательных по своей направ­ленности представляет собою достаточно большой перечень.  В ранго­вом ряду по степени важности на 1 месте  в  этой  группе  вынесено состояние " предбоевой лихорадки",  которое в свою очередь относят к активным состояниям.  В отличие от многих состояние  "предбоевой лихорадки"  (предстартовое состояние) изучалось в свое время рядом ученых.  Например,  Шеляховская Н.К.  считает,  что это  состояние представляет собою сложное психическое образование,  характеризую­щее позицию личности к сложившейся обстановке и предстоящей  зада­че.

     Находясь в подобном состоянии военнослужащий испытывает  пре­обладающее воздействие эмоций,  которые как бы "парализуют" психи­ку,  основные волевые процессы ( в том числе и некоторые  наиболее значиые  для данной ситуации психические процессы),  в результате чего  затрудняется  поиск  путей  ухода  от  встречи  с  возможной опасностью, срыва предстоящей задачи. Чаще всего в таком состоянии у военнослужащих наблюдаются повышенная суетливость,  нервозность, потеря контроля за своим поведением, своими эмоциями.

     Состояние с т р а х а: является одним из самых распространен­ных среди воинов , не является врожденным , вытекает из особеннос­тей психики человека ,  ситуаций и окружающих условий.  Механизмом служит  реакция на внутренние и внешние раздражители ,  вызывающие реальную или мнимую опасность.  Страх включает в себя восприятие , оценку  и понимание действующей или возможной угрозы для человека. Это состояние опосредуется социальной ,  моральной сущностью воина и  зависит от его зрелости ,  боевого и социального опыта.  В этом состоянии психические процессы могут частично регулироваться прош­лым  опытом военослужащего, поэтому он переживает состояние страха только в том случае,  если конкретная ситуация ему  кажется  может принести вред или представлять опасность, а он не может найти  вы­хода из сложившейся ситуации.

     В работах  Н Ф.Феденко состояние страха раскладывается на ряд разновидностей. В первую очередь оно напрямую связано с состоянием т р е в о г и ,  которая является самой простой формой эмоциональ­ной реакции на ожидаемую опасность.  Она чаще  всего  возникает  в процессе  ожидания какой-либо угрозы или неприятности для конкрет­ного индивида ,  неожиданности в изменении привычной обстановки  и деятельности.  Нередко оно связывается с сомнением за успешный ис­ход решения боевой задачи.

     Характерно для состояния тревоги концентрация мыслей на пред­мете тревоги ,  понижение уровня критического мышления  в  анализе сложившейся обстановки , повышенная степень внушаемости , нетерпе­ние в конкретных действиях и большие ошибки.  Возникает оно  из-за неясной обстановки , недостачи информации.

     Состояние б о я з н и уже представляет собой реакцию  на  не­посредственную опасность. Здесь важно повышение артериального дав­ления , частоты пульса, температуры тела , тремор рук , малоразго­ворчивость.

     Состояние и с п у г а ,по мнению  В.В.Срезневского,это  нерв­но-психический  процесс ,  возникающий в центрах мозговой коры под влиянием определенных воздействий на органы  чувств.  М.И.Дьяченко -----------------------------------------------------------------­* Срезневский  В.В  "Испуг  и его влияние на некоторые физические и психические процессы" Докт. дисс. С.-П. 1906 с.123-129.

утверждает , что "испуг возникает на основе инстинкта самосохране­ния при столкновению с опасностью при резком неблагоприятном изме­нении среды".В данном состоянии снижается общая впечатлительность, наблюдается  заторможенность  сознания , а  затем появляется разд­ражительность и растерянность , повышается нервозность.В состоянии испуга военнослужащий как бы "цепенеет",  испытывает  запредельное торможение всех психических процессов. Возникновение состояния ис­пуга связано в условиях боевой  обстановки с таким  раздражителями как выстрел, взрыв гранаты, резкий крик и т.д.Некоторые  психологи считают,что часто повторяющийся испуг может привести к снижению об­щей впечатлительности, притуплению анализаторов. Частое  состояние испуга испытывают как правило  военнослужащие первого года службы.

Высшим  проявлением страха является  у ж а с , когда военнослужащий не видит выхода из создавшейся ситуации, опасность притуп­ляет все психические процессы , теряется контроль за своим поведением , происходит выход из активной борьбы , потеря усвоенных навыков . Однако это состояние по времени очень коротко.

Заметное место среди психических состояний военнослужащих за-

нимает  состояние  ф  р  у с т р а ц и и.Такая обстановка является именно той средой,  которая способствует  возникновению  у  воинов этого состояния.  К сожалению, специальных исследований, посвященных этому психологическому феномену очень мало.

     Под фрустрацией  понимается  состояние  психики,  возникающее вследствии реальной или мнимой опасности для жизни военнослужащего