ВОПРОСЫ К ГОСЭКЗАМЕНУ
По курсу « Средства и методы управления качеством»
Раздел «Планирование деятельности по осуществлению TQM»
Вопрос 1. Интеграция TQM в систему бизнеса.
Ответ. Согласно ИСО 8402 - TQM – подход к менеджменту предприятия, нацеленный на качество, основанный на участии всех его работников и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения потребителей и выгоды для работников предприятия и общества.
Фирмы в Америке и Европе, первыми вступавшие на путь TQM, не сразу поняли, что бизнес и качество – звенья одной цепи. Считали, что цель бизнеса – получение прибылей, цель обеспечения качества – сохранить имидж компании, не отпугнуть потребителей и привлечь новых. Но в процессе овладевания знаниями о TQM, применяя эти положения на практике, руководители фирм поняли, что бизнес и качество неотделимы. Из определения TQM следует, что качество является фундаментом долгосрочных прибылей, качество деятельности во всех звеньях требует поддержки и понимания от всех работников фирмы. Не зря в настоящее время в наиболее успешных фирмах высоких экономических результатов добиваются, в первую очередь, за счет гуманизации бизнеса. Появилась формула успеха: « люди – качество - прибыли». Это означает особое внимание персоналу, создание производственной среды, постоянное обучение персонала, создание понятной системы мотивации, прежде всего, групповой. Это значит, что важен конечный результат, как продукт деятельности всего коллектива. И только при повышении результативности и эффективности работы коллектива каждый работник будет вознагражден за свой вклад. Здесь личные цели сливаются с целями организации.
Вопрос 2. Выбор метода реализации внедрения TQM
Ответ. Методы реализации внедрения TQM:
- административный метод;
- экономический метод;
- системный ( комплексный);
- инновационный метод.
В зависимости от времени прохождения перемен можно выделить:
- метод постепенных преобразований;
- революционный метод.
В зависимости от способов реализации методы можно подразделить:
- использование консультантов;
- на основе изучения опыта других организаций;
- своим путем, методом проб и ошибок.
- Комплексным методом.
Применение административного метода обусловлено давлением на организацию со стороны вышестоящего руководства, или когда администрация решает, что нужно вводить TQM по принципу « чем мы хуже?».
Экономический метод основан на анализе итоговых экономических тенденций организации за ряд лет, при внедрении TQM применяются методы экономической мотивации. Вводится система оценки затрат на несоответствие. Генеральная цель – улучшать экономические показатели.
При системном методе акцент делается на повышении качества прежде всего тех процессов, которые создают основную ценность продукта в глазах потребителя. Стратегия основывается на маркетинговых исследованиях, экономическом прогнозировании, стратегическом планировании, на перестройке принципов работы с персоналом, т.е. воздействии на все элементы системы. Исходная точка отсчета – « что мы имеем сейчас».
При инновационном методе рассматривается ситуация « что мы хотим иметь в перспективе». При этом подходе определяется, каков должен быть инновационный продукт, какова должна быть оптимальная структура организации, компетентность кадров, и т.д., если бы не учитывать сложившуюся практику. Движение к этой модели может быть также постепенным, но видение модели дает основание для системности преобразований. Конечно, во главе угла – наиболее полное удовлетворение потребителей.
По опыту многих успешных американских фирм, получивших премию Болдриджа за качество, внедрением TQM проводилось с привлечением консультантов, чему есть объяснения и в области психологии, а также потому что приглашались люди, уже зарекомендовавшие себя, как менеджеры.
Вот пример с Эдвардом Демингом. Генеральный директор американской фирмы Нашуа узнал о Деминге во время командировки в Японию – ему все говорили о Деминге. После приезда он пригласил Деминга выступить перед Советом директоров, многие директора сочли Деминга чудаком ( ему было тогда 80 лет и в Америке его мало кто знал, хотя он был почетным профессором многих американских и зарубежных университетов). Но Ген. Дир. пригласил его для консультаций , т.к. дела фирмы шли не очень хорошо. Через год фирму Нашуа показали по телевидению, как самую успешную за год фирму - так страна узнала о Деминге.
Если говорить о чужом опыте , то нельзя его перенимать механистически, нужно понять суть изменений и процессов, и преломить это с учетом особенностей своей фирмы.
Вопрос 3. Плановое введение изменений. Основные этапы
осуществления TQM.
Основой преобразований должен стать стратегический ( долгосрочный) план развития организации на 5-10 лет. Основные разделы плана:
- работа с персоналом;
- маркетинг и разработка новой продукции;
- улучшение процессов и повышение качества « старой»;
- контрольные цифры для экономических показателей;
- работа с поставщиками.
Для разработки стратегического плана учитываются факторы:
- политические; внешнеэкономические; сырьевые; рыночные, результаты бенчмаркинга и др.
Далее разрабатываются среднесрочные планы организации на 3-5 лет, как ступени реализации долгосрочного плана.
После этого разрабатываются тактические планы: но год, на квартал, на месяцы и даже на дни для организации и отдельных подразделений.
По опыту успешных фирм, тактические планы на год могут разрабатываться по двум схемам: « сверху – вниз» и « снизу – вверх».
Этапы внедрения TQM выбираются самой организацией, но прежде всего:
- продуманное решение руководства и руководящей команды о внедрении TQM;
- приглашение консультантов;
- обучение и работа с персоналом;
- изучение процессов, в том числе – статистическое для определения направлений их улучшения;
- развитие маркетинговых исследований для выявления требований потребителей.
Этапы означают также шаги по расширению степени охвата процессов и подразделений организации.
Вопрос 4. Установление целей развития в количественном выражении.
Один из важнейших принципов TQM: процессы должны быть измеряемыми. Точно также и цели должны быть измеряемыми, иначе выполнение цели – неконтролируемо.
В качестве примера можно привести раннюю российскую систему НОРМ ( Ярославский моторный завод). Они установили долгосрочную цель – увеличить ресурс мотора с 2 тыс. часов до 10 тыс. часов за 10 лет, поэтапно, за счет внедрения новых научных разработок, и эту цель – достигли.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.