Ответы на вопросы к госэкзамену по курсу «Средства и методы управления качеством», Раздел «Планирование деятельности по осуществлению TQM», страница 3

          Вопрос 8.  Перераспределение  полномочий  и  ответственности между  руководителями  и работниками.  Изменение роли руководителя.

          Внедрение  TQM  характеризуется  перераспределением  полномочий  и ответственности   между руководителями  и работниками.

          Вначале  о распределении  ответственности.  В  организациях  разрабатываются матрицы  ответственности  для  руководителей  разных  уровней, которые дополняют  должностные  инструкции.

          Ответственность  базируется  на полномочиях.  Тенденция  управления  такова,  что  высшее руководство  передает  все больше полномочий  нижестоящим руководителям, поощряя их деловую инициативу. Но недостаточно формально  передать полномочия. Высшее руководство  должно  организовать  учебу руководителей  для успешной реализации полномочий. Устанавливаются рамки свободы действий, вплоть  до бюджета  подразделения,  конечные  целевые показатели.  Это  стимулирует  вовлечение коллективов  в  улучшение деятельности  по  всем направлениям.  Деминг  в одном из принципов  говорил,  что нужно « учредить руководство». Это трактуется  так, что руководитель должен быть советчиком,  учителем,  а не только  контролером  и учетчиком, который сам не знает, как  сделать, но  требует с работников  выполнения.

          Что касается  вопроса, кто отвечает за  качество –  в   лучших фирмах ответ  таков: за качество  отвечают все – каждый на своем месте .

Вопрос 9.  Развитие организации  на  основе  изменения  корпоративной  культуры.

          Корпоративная  культура  характеризуется  следующими  основными  показателями:

-  знание, понимание  и поддержка  политики и целей  организации;

-  понимание  того, что личные  цели работников  связаны  с общей целью  организации;

-  организация  работы  с потребителями, пропаганда приоритета потребителя;

-  налаженная  система  информации  внутри  организации;

-  постоянно действующая  система обучения  и повышения  квалификации,  современный стиль работы  с персоналом;

-  вовлечение  всех  в  процесс улучшения,  поддержка инициативы  работников;

-  проявление заботы руководства о работниках, наличие социальной программы организации;

-  организация должна  оказывать посильное содействие развитию района, города или региона, т.е. играть  определенную роль  в обществе,  участвовать  в экологических программах.

Достичь этого  не  просто, но в литературе есть немало  примеров тому.

Например,  для  информирования коллективов фирмы,  в  зависимости от размеров и возможностей  применяют  приемы:

-  создания  телевизионной  системы информации для  отделений по всему миру: каждый день с утра идет передача 15 минут о делах и задачах корпорации;

-  проводят радиооперативки;

-  проводят  систему  собраний «сверху – донизу»;

-  выпускают многотиражки  и отдельные информационные листки;

-  для обратной связи устанавливают ящики « вопросы», ответы на которые дают на следующий  день! ( Инструм- Рэнд);

-  устраивают коллективные праздники  и т.д.

Вопрос 10.  Использование  информационных технологий

                                    при  осуществлении  TQM.

          Использование компьютерных  технологий  в  осуществлении  TQM  многообразно.  Можно  назвать  направления  применения.

1.  Автоматизированное  проектирование.  Стандартные  пакеты  позволяют  проводить  расчеты,  автоматизировать  создание рабочей документации,  создавать  трехмерные  модели,  моделировать  поведение конструкций  в определенных  ситуациях ( метод конечных элементов).  Для  ускорения ввода новых изделий  применяется параллельное проектирование, когда конструкторы  и технологи  связаны  сетью и могут параллельно  вести работу.

2. Компьютеры  в  производстве.  Компьютеры управляют  станками, роботами,  поддерживают  режимы  работы установок . Управляют  испытаниями  и обрабатывают их  результаты .

3.  Управление  производством.  В базах данных  имеется информация  о заказах,  степени их выполнения, о запасах  на  складах,  о загрузке  мощностей.  С помощью компьютеров  составляются  графики  хода работ и др.

4.  Бухгалтерский  учет.

5.  Базы данных о персонале.

6.  Применение компьютеров  для  обеспечения  взаимодействия предприятий.

Развитие компьютерных  сетей  сделало  возможным  создание  таких  информационных  систем,  которые  обеспечивают  безбумажную  технологию  взаимодействия  между организациями: заказывающими,  производящими  и эксплуатирующими,  охватывая  все этапы жизненного  цикла продукции ( CALS – технологии).  Предметом  CALS  является  создание единой интегрированной  модели  продукта  и его жизненного  цикла,  содержащей  всю информацию о продукте.  Разработаны   международные  стандарты  для использования  CALS – технологий, что позволяет  осуществлять  кооперацию  предприятий.  В  соответствии  с ИСО серии 9000  создается  функциональная  модель  системы обеспечения качества. CALS – технологии  открывают новые возможности  информационного  взаимодействия нескольких  предприятий,  позволяя им  строить  кооперацию  независимо от их географического положения  и национальной принадлежности.

           7.  Внедрение  информационных  систем класса   ERP  для планирования ресурсов  предприятия.  Концепция  ERP  стала мировым  стандартом  управления.  ERP   интегрирована  с  системой качества.    ERP и Система Качества являются  взаимно дополняющими  инструментами  непрерывного  улучшения бизнес – процессов.  Система  ERP  содержит  ряд  методик ( MRP II , JIT,  CSRP), каждая  из которых  содержит программы  по отдельным  направлениям деятельности  организации.

  8.   Моделирование процессов   ( программный продукт BPwin).  Использование  BРwin  позволяет: представить  деятельность  предприятия  в  виде иерархии  диаграмм, обеспечивающих наглядность  и  полноту изображения;  оптимизировать  структуру  предприятия;  упорядочить  информационные  потоки  и др.  BPwin  содержит  три  методологии: IDEF0, DFD, IDEF3. IDEF0  изображает функционирование  системы  в  целом.  DFD  показывает потоки документооборота.  IDEF3  служит  для  изображения последовательности работ.  BPwin  содержит  также  программу  для  вычисления стоимости,  что  позволяет  проводить  функционально-стоимостной  анализ  различных видов деятельности ( АВС-технологии).

9.  Измерение качества.  Измерение качества – один  из  принципов  TQM. Необходимо  проводить  мониторинг таких важных показателей, как  взаимоотношения  с  клиентом;   внутрихозяйственная  деятельность;  финансовое обеспечение; инновации, развитие и обучение и др.  Все  эти показатели  необходимо  объединить  в  систему.  Была  разработана концепция  сбалансированных  показателей –BSC.  Для разработкиBSC  существует модульARIS  BSC, который описывает стратегические цели предприятия, помогает выявить причинно-следственные  связи, описать  все показатели.  Разработан также инструмент анализа результатов ARIS  Toolset.

Расшифровки некоторых аббревиатур:

ERP – Enterprise  Resource  Planning;

IDIF0 – Integration  Definition for Function Modeling;

DFD – Data Flow Diagramming;

ABC – Activity- Based  Costing;

MRP – Manufacturing  Resource Planning

CSRP - Castomar

BSC – Balansed  ScoreCard;

CALS – Continuous Acquisition  and Life Cycle Support.