Основы проектирования и эксплуатации технологического оборудования: Методические указания к практическим работам. Часть 1, страница 5

2.2.3. Ультразвуковые  дефектоскопы

В ремонтном  производстве  применяют  ультразвуковые дефектоскопы  (акустический метод) импульсного действия  и просвечивания. Метод  просвечивания основан  на появлении звуковой тени за дефектом. В этом  случае  излучатель ультразвуковых колебаний  находится  по одну  сторону, а приемник по другую.  Наибольшее  применение  получили  дефектоскопы типа УД-10; ДУК-66 импульсного действия (схема на рис. 2.10).

Импульсный генератор 6 возбуждает пьезоэлектрический излучатель 2, преобразующий  энергию электрических колебаний в звуковую.  Излучатель посылает  в металл  ультразвуковые колебания  в виде коротких  импульсов длительностью 0,5…1,0мкс, разделенных  паузами длительностью 1…5 секунд. При  достижении  дна детали, импульсы отражаются и возвращаются к щупу 3. На  экране  осциллографа появляются два импульса:  от поверхности  детали  и отраженный сигнал дна детали. Если  в детали имеется  дефект (раковина), на экране появится импульс, отраженный от дефекта.

Для проверки  герметичности  широко используют  гидравлический и пневматический методы. Гидравлический метод применяют  для  выявления  трещин  в блоке цилиндров, головке блока цилиндров, впускной  и выпускной трубах коллектора.

Для проверки  герметичности  радиаторов  и топливных  баков  их помещают  в ванну  с водой и в изделие  подают воздух  под давлением  0,5…1,0 МПа.

Пневматический  метод  измерения  основан  на зависимости  между  величиной зазора, через который из прибора  в атмосферу  вытекает  сжатый воздух, и изменениями  давления  или скорости  расхода воздуха.

Электрические приборы  для проверки  наружных  и внутренних размеров  применяются  в виде  настольных  приборов.  По принципу действия  электрические контрольные приборы  подразделяются на электроконтактные, шкальные и комбинированные.

3.  Варианты заданий

Вариант

Номер детали по каталогу

Наименование детали

Проверяемый вид дефекта

Метод контроля

Средства контроля

1

2

3

4

5

6

1

236-1002021

Гильза цилиндра

Трещины

Люминесцентный

Стационарный

2

–║–

Трещины

Ультразвуковой

Стационарный

3

–║–

Трещины

Акустический

Переносной

4

236-1002015

Блок цилиндров

Герметичность водяной рубашки

Гидравлический

Стационарный

5

236-10022605 Б

Крышка – шестер. распр.

Трещины

Люминесцентный

Стационарный

6

236-1004045

Шатун

Изгиб

Индикаторный

Переносной

7

Трещины

Ультразвуковой

Стационарный

8

236-1005015

Вал коленчатый

Трещины

Магнитный

Стационарный

9

–║–

Изгиб

Индуктивный

Стационарный

10

236-1005115

Маховик

Трещины

Люминесцентный

Стационарный

11

236-1006015

Вал распределительный

Трещины

Магнитный

Стационарный

1

2

3

4

5

6

12

236-1701015

Картер коробки передач

Трещины

Люминесцентный

Стационарный

13

236-1702027

Вилка переключения передач

Трещины

Магнитный

Стационарный

14

500-2403070

Полуось заднего моста

Трещины

Магнитный

Переносной

15

500-3001014

Кулак поворотный

Трещины

Магнитный

Стационарный

16

503-3401090

Сошка

Трещины

Магнитный

Стационарный

17

500-3401106

Сектор рулев. управл.

Трещины

Магнитный

Стационарный

18

500-3507110

Кулак разжимной

Трещины

Магнитный

Стационарный

19

500А-3507052

Барабан ручн. Торм.

Трещины

Люминесцентный

Стационарный

20

Трещины

Акустический

Переносной

21

236-1111074

Пара плунжерная

Герметическая плотность

пневматический

Переносной пневмодлинномер

4.  В состав отчета по практической работы № 2 входит:

4.1  Вариант задания. Прикладывается эскиз детали с указанием материала и дефектов, подлежащих проверке (на 1А4).

4.2  Общий вид установки (стенда) для контроля детали.

4.3  Техническая характеристика и принцип работы стенда.

4.4  Схема управления или работы установки (электрическая, акустическая, гидравлическая и т.п.). Дефектация детали.

4.5  Техника безопасности при работе на контрольном стенде.

4.6  Преимущества и недостатки контрольного стенда.

4.7  Перечень использованной литературы.

Рекомендуемая литература

1.  Абелевич Л. А. Механизация и автоматизация капитального ремонта колёсных и гусеничных машин. – М.: Машиностроение, 1972,- 408с.

2.  Дюмин И. Е., Силкин А. С. Современные методы организации и технологии ремонта автомобилей. – М.: Высш. шк. 1980.-323с.

3.  Попрежденский Р. А. и др. Технологическое оборудование для технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей. - М.: Транспорт, 1988.-176 с.

4.  Оборудование для ремонта автомобилей: Справочник /Григоренко П. С. и др. Под ред. Шахнеса М. М.-М.: Транспорт, 1978.-384 с.

5.  Колясинский З. С. и др. Механизация и автоматизация авторемонтного производства. – М.: Транспорт, 1982.-150с.