2.2.3. Ультразвуковые дефектоскопы
В ремонтном производстве применяют ультразвуковые дефектоскопы (акустический метод) импульсного действия и просвечивания. Метод просвечивания основан на появлении звуковой тени за дефектом. В этом случае излучатель ультразвуковых колебаний находится по одну сторону, а приемник по другую. Наибольшее применение получили дефектоскопы типа УД-10; ДУК-66 импульсного действия (схема на рис. 2.10).
Импульсный генератор 6 возбуждает пьезоэлектрический излучатель 2, преобразующий энергию электрических колебаний в звуковую. Излучатель посылает в металл ультразвуковые колебания в виде коротких импульсов длительностью 0,5…1,0мкс, разделенных паузами длительностью 1…5 секунд. При достижении дна детали, импульсы отражаются и возвращаются к щупу 3. На экране осциллографа появляются два импульса: от поверхности детали и отраженный сигнал дна детали. Если в детали имеется дефект (раковина), на экране появится импульс, отраженный от дефекта.
Для проверки герметичности широко используют гидравлический и пневматический методы. Гидравлический метод применяют для выявления трещин в блоке цилиндров, головке блока цилиндров, впускной и выпускной трубах коллектора.
Для проверки герметичности радиаторов и топливных баков их помещают в ванну с водой и в изделие подают воздух под давлением 0,5…1,0 МПа.
Пневматический метод измерения основан на зависимости между величиной зазора, через который из прибора в атмосферу вытекает сжатый воздух, и изменениями давления или скорости расхода воздуха.
Электрические приборы для проверки наружных и внутренних размеров применяются в виде настольных приборов. По принципу действия электрические контрольные приборы подразделяются на электроконтактные, шкальные и комбинированные.
3. Варианты заданий
Вариант |
Номер детали по каталогу |
Наименование детали |
Проверяемый вид дефекта |
Метод контроля |
Средства контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
236-1002021 |
Гильза цилиндра |
Трещины |
Люминесцентный |
Стационарный |
2 |
–║– |
Трещины |
Ультразвуковой |
Стационарный |
|
3 |
–║– |
Трещины |
Акустический |
Переносной |
|
4 |
236-1002015 |
Блок цилиндров |
Герметичность водяной рубашки |
Гидравлический |
Стационарный |
5 |
236-10022605 Б |
Крышка – шестер. распр. |
Трещины |
Люминесцентный |
Стационарный |
6 |
236-1004045 |
Шатун |
Изгиб |
Индикаторный |
Переносной |
7 |
Трещины |
Ультразвуковой |
Стационарный |
||
8 |
236-1005015 |
Вал коленчатый |
Трещины |
Магнитный |
Стационарный |
9 |
–║– |
Изгиб |
Индуктивный |
Стационарный |
|
10 |
236-1005115 |
Маховик |
Трещины |
Люминесцентный |
Стационарный |
11 |
236-1006015 |
Вал распределительный |
Трещины |
Магнитный |
Стационарный |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
12 |
236-1701015 |
Картер коробки передач |
Трещины |
Люминесцентный |
Стационарный |
13 |
236-1702027 |
Вилка переключения передач |
Трещины |
Магнитный |
Стационарный |
14 |
500-2403070 |
Полуось заднего моста |
Трещины |
Магнитный |
Переносной |
15 |
500-3001014 |
Кулак поворотный |
Трещины |
Магнитный |
Стационарный |
16 |
503-3401090 |
Сошка |
Трещины |
Магнитный |
Стационарный |
17 |
500-3401106 |
Сектор рулев. управл. |
Трещины |
Магнитный |
Стационарный |
18 |
500-3507110 |
Кулак разжимной |
Трещины |
Магнитный |
Стационарный |
19 |
500А-3507052 |
Барабан ручн. Торм. |
Трещины |
Люминесцентный |
Стационарный |
20 |
Трещины |
Акустический |
Переносной |
||
21 |
236-1111074 |
Пара плунжерная |
Герметическая плотность |
пневматический |
Переносной пневмодлинномер |
4. В состав отчета по практической работы № 2 входит:
4.1 Вариант задания. Прикладывается эскиз детали с указанием материала и дефектов, подлежащих проверке (на 1А4).
4.2 Общий вид установки (стенда) для контроля детали.
4.3 Техническая характеристика и принцип работы стенда.
4.4 Схема управления или работы установки (электрическая, акустическая, гидравлическая и т.п.). Дефектация детали.
4.5 Техника безопасности при работе на контрольном стенде.
4.6 Преимущества и недостатки контрольного стенда.
4.7 Перечень использованной литературы.
1. Абелевич Л. А. Механизация и автоматизация капитального ремонта колёсных и гусеничных машин. – М.: Машиностроение, 1972,- 408с.
2. Дюмин И. Е., Силкин А. С. Современные методы организации и технологии ремонта автомобилей. – М.: Высш. шк. 1980.-323с.
3. Попрежденский Р. А. и др. Технологическое оборудование для технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей. - М.: Транспорт, 1988.-176 с.
4. Оборудование для ремонта автомобилей: Справочник /Григоренко П. С. и др. Под ред. Шахнеса М. М.-М.: Транспорт, 1978.-384 с.
5. Колясинский З. С. и др. Механизация и автоматизация авторемонтного производства. – М.: Транспорт, 1982.-150с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.