Поворотно-фиксирующие устройства применяют для периодического поворота заготовки на угол 90°, 180° в горизонтальной и вертикальной плоскостях с последующей ее фиксацией. К ним относятся карусели, поворотные столы, качающиеся приспособления, барабаны, кантователи, поворотные лотки и т. п.
Накопители используются в АЛ с гибкой связью между позициями для обеспечения временного питания заготовками части линии, расположенной за прекратившим по какой-либо причине работу станком, или для накопления необходимого количества заготовок между двумя позициями с разной производительностью. Различают магазинные (тупиковые) и транзитные устройства. В магазинные накопители заготовки поступают или берутся из них только при отклонениях в работе линии, а в транзитных накопителях заготовки непрерывно перемещаются.
Удаление образующейся стружки в АЛ осуществляется непрерывно или с небольшими паузами посредством обдувных устройств с сжатым воздухом, моечных машин, цепных транспортеров, шнековых устройств, вибротранспортеров и т. п. Обдуватели и моечные машины удаляют стружку с базирующих поверхностей заготовки и ориентирующих элементов приспособлений, а вынос стружки за пределы АЛ осуществляется специальными транспортерами.
Транспортирование деталей между позициями обработки на автоматических линиях может осуществляться: 1) непосредственным перемещением заготовок, имеющих устойчивые базовые поверхности; 2) перемещением заготовок, не имеющих таких поверхностей, в специальных приспособлениях-спутниках. Транспортные устройства со спутниками обеспечивают высокую точность обработки, так как заготовка в них фиксируется более надежно и точно. Однако в этом случае требуются дополнительные устройства, возвращающие спутники после окончания цикла обработки на линии в исходное положение; кроме того, стоимость самих спутников в ряде случаев оказывается довольно высокой
Основным видом транспортирующего устройства, используемого в автоматических линиях, являются шаговые (обычно - штанговые) транспортеры. Наиболее простым по конструкции является штанговый транспортер с собачками. Принцип его работы заключается в том, что штанга совершает возвратно-поступательное движение на шаг, соответствующий расстоянию между станками. При движении вперед собачки толкают заготовку, а при ходе назад — поворачиваются и проходят под заготовкой или спутником, возвращаясь в исходное положение.
Используется и флажковый транспортер с поворотной штангой и закрепленными на ней «флажками». Штанга имеет возвратно-поступательное движение на шаг и, кроме того, возвратно-вращательное движение. Поворачиваясь в начале цикла вокруг своей оси, штанга захватывает флажками заготовку, после чего совершает поступательное движение на шаг, вновь поворачивается, освобождая заготовку от флажков, и возвращается в исходное положение.
Транспортер-перекладчик с круглыми поворотными штангами обеспечивает перенос спутника или заготовки с позиции на позицию за счет того, что на двух круглых штангах имеются упоры. Поворачиваясь, штанги поднимают заготовку над направляющими и совершают возвратно-поступательное движение на шаг. Вновь поворачиваясь, они опускают заготовку в новую рабочую позицию и возвращаются в исходное положение. По такому же принципу работает и транспортер-перекладчик с прямоугольными штангами. Отличие заключается лишь в том, что в качестве упоров здесь используются ролики, способные перемещаться вверх-вниз.
Если в автоматической линии используются спутники, установленные цепочкой друг за другом, роль транспортера выполняет толкатель, который периодически перемещает цепочку спутников на один шаг. Приводом для всех названных транспортеров служат гидроцилиндры.
Область применения машиностроительных АЛ. В машиностроении в настоящее время действуют сотни автоматических линий для обработки деталей и сборки сборочных единиц. В отдельных случаях имеются автоматические цехи, в которых сосредоточены технологические потоки, реализуемые на автоматических линиях, и даже автоматические заводы. Примерами высокоэффективного использования автоматических линий являются заводы автомобильные (ЗИЛ, ВАЗ, ЯМЗ и др.), подшипниковые (1ГПЗ, 2ГПЗ и др.) и ряд других. Действуют автоматические линии по обработке метчиков и шатунов, колец подшипников и коленчатых валов, вагонных колес и блоков цилиндров, шестерен и валов, корпусов насосов к многих других деталей.
АЛ позволяют повысить качество и производительность обработки, высвободить значительное число рабочих от монотонного труда и т. д. Автоматизированное производство решает многие технические, социальные и экономические вопросы.
Следует особо отметить роторные автоматические линии. Они состоят из роторных станков, загрузочных и транспортных роторов, находящихся в непрерывном вращении. Преимуществом таких линий является совмещение транспортных и рабочих движений, что сокращает внецикловые потери и время обработки. Производительность таких линий практически не зависит от длительности операций, так как можно увеличивать число рабочих роторов. Это позволяет добиться высокой производительности, совместить в одной линии операции, отличающиеся по длительности обработки, что на базе стационарных станков по существу невозможно.
Автоматические линии целесообразно применять в условиях, когда затраты на их изготовление в течение 2 – 4 лет окупаются повышением производительности, снижением себестоимости обработки детали и т. п. Техническая и экономическая обоснованность применения АЛ является обязательным условием их изготовления и эксплуатации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.