Особенности колорита дальневосточного пейзажа, страница 6

Психологическая категория понятий о цвете. К этой категории понятий относятся все физические свойства цвета, которые преломляются субъективным восприятием человека: цветовой тон, насыщенность и  светлота. Цветовой тон – это качество цвета, по которому человек может данный цветовой тон приравнивать к одному из спектральных цветов, либо к пурпурному. Количественно цветовой тон характеризуется физическим понятием доминирующей длины волны, психологически под цветовым тоном понимают те ощущения цвета, которые отличают его от ахроматического такой же светлоты. Насыщенность. Физическая характеристика чистоты цвета соответствует психологическому понятию насыщенности цвета. Это степень отличия цвета той же светлоты от ахроматического, то есть степень цветности поверхности. Например: цвет апельсина насыщеннее цвета пляжного песка, имеющего такой же цветовой тон. Количественно физическая чистота цвета определяется колориметром.  Цветовой тон и насыщенность определяют качественно цвет, их совокупность называется цветностью. Светлота. Светлота определяется коэффициентом отражения и в зависимости от избирательного поглощения хроматических цветов равных им по светлоте; (которые будут казаться ни темнее, ни светлее). Интенсивность цвета – зависит от насыщенности и светлоты. При равной насыщенности цветов более интенсивными всегда будут более светлые цвета, при равной светлоте более интенсивными будут цвета большей насыщенности.

При выборе цветового решения художника в первую очередь интересует эстетическое воздействие цвета. В этом смысле они различают:

1) простое эстетическое воздействие отдельного цвета или сочетания цветов, например впечатление, производимое простым цветовым рядом, теневым рядом и воздушной перспективой. В действительности эти явления воспринимаются как изменение цвета предмета в зависимости от освещения; 2) общее художественно-эстетическое впечатление. Оно включает все воспринимаемое пространство. Мы не воспринимаем цвет изолированно. Даже в небольшом фрагменте, как правило, сочетается несколько цветов, которые усиливают, или ослабляют друг друга. Благодаря цвету, мы видим предмет, но кроме этого цвет вызывает определенные переживания, чувства. Поэтому цвет нужно выбирать очень продуманно. Сознательную группировку различных цветов, в основу которой положены те или иные исходные позиции, называют комбинаторикой.

Оценка и использование комбинированных цветов –важный шаг на пути выбора цветового решения. Цветовое решение произведения оказывает большое влияние на воздействие, производимое цветом. Рассматривая отношение цвета и предмета, говорят о целостном впечатлении или о единстве цвета и формы. Возникает гармония. Если рассматривать возможности выбора цвета с позиций эстетики, то можно различить три ступени, три постепенные градации:

1) комбинаторику, т.е. группировку цветов по элементарным эстетическим законам – подобию, симметрии или контрасту;

2) гармонию, т.е. выбор сочетания цветов с учетом особого воздействия цвета или его выразительности в связи с замыслом и художественного образа.

3) динамику цвета, т.е. выбор цвета, направленный на определенное психофизиологическое воздействие. При этом строжайшим образом учитываются показатели активности цвета, освещение (модуляция света и тени) и пространство (включая перспективу).

Гармония, используемых в живописном произведении цветов, вне зависимости от их характеристик является залогом его совершенства, если смотреть с точки зрения эстетики. Многие произведения отличаются гармоничностью цветового строя, который основывается не на контрасте, а на родственности тонов, другими словами, на сочетании цветов, гармонирующих друг с другом. Пастель обладает практически неограниченными возможностями для гармонизации цветов, так как весьма богата оттенками. Это вполне объяснимо, так как для цветовой гармонии важнее не чистый цвет, а оттенок.