Сопротивление организационным изменениям и методы их преодоления, страница 3

Главными элементами, таких хозяйствующих экономических организмов, являются человеческие ресурсы: сами по себе информационные системы, микро-организации, имеющие свои направленности, особенности и цели. Функционирование компании на прямую зависит от каждого сотрудника: от его личностного развития, целей, приоритетов, принципов, стремлений, спектра способностей, уровня притязаний и ответственности.

Особое место занимает сущность руководителя, ибо это некий архитектор организационной среды, внутренней и внешней. Его влияние на остальных агентов масштабнее и основательней. Они различаются по линейке полномочий, зоне ответственности и специфике, исполняемой работы, но все отвечают за социальную-материальную структуру системы и свойства связей между ее элементами.

Понятие «организация» можно сформулировать как – социально-экономическая система, состоящая из индивидов, выполняющих определенные действия в глобальном процессе ее жизнедеятельности. Спектр действий различается и комбинируется свободно. От обслуживания, до разработки решений и определения направления движения компании.

Системная природа наделяет ее четкими, логичными свойствами, основанными на философии, математике и других основополагающих науках [1]:

·  Целостность — система есть абстрактная сущность, обладающая целостностью и определенная в своих границах. Целостность системы подразумевает, что в некотором существенном аспекте «сила» или «ценность» связей элементов внутри системы выше, чем сила или ценность связей элементов системы с элементами внешних систем или среды.

·  Синергичность, эмерджентность, холизм, системный эффект — появление у системы свойств, не присущих элементам системы; принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её компонентов (неаддитивность). Возможности системы превосходят сумму возможностей составляющих её частей; общая производительность или функциональность системы лучше, чем у простой суммы элементов.

·  Иерархичность — каждый элемент системы может рассматриваться как система; сама система также может рассматриваться как элемент некоторой надсистемы (суперсистемы).

Важнейшим аспектом экономики организации и менеджмента является то, что каждый индивид (сотрудник) – сам является микро-организацией, внутри которого объединены психологических начал: эго, супер-эго и подсознание. Это структурная модель психики человека, предложенная Зигмундом Фрейдом. [2]

Они влияют на конечный поток желаний, целей и принципов в процессе деятельности этого человека. В силу духовного, интеллектуального и физического развития индивида супер-эго (Сверх-я) фильтрует поток желаний и нужд, источаемый подсознанием (Ист или Оно), и придает им форму конкретных потребностей или образов состояний, ощущений, которые эго (Я) или разум распознает и решает как удовлетворять. Достигать их, ранжировать, объединять или подавлять. Существует, как правило, несколько уровней потребностей: низшие, средние и высшие. [3]

Низшие:

·  Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.

Средние:

·  Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

·  Потребность в принадлежности и любви.

·  Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.

·  Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.

·  Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.

Высшие:

·  Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Интересно то, что низший и средний уровни, по заряду, являются отрицательными. То есть – потребляющими: есть, пить, искать безопасное место, чувствовать любовь и свою роль, получение уважения и знаний. Высший же направлен во вне: реализация своих идей, использование на внешнем мире способностей и убеждение других индивидов в эффективности и истинности своих начинаний и направлений деятельности.