2.3 Режимы работы передачи
На основе статистической обработки реальных условий работы современных машин в качестве расчетных приняты шесть типовых режимов работы передач [3, с.12]: 0 – постоянный; I – тяжелый; II – средний равновероятный; III – средний нормальный; IV – легкий; V - особо легкий.
Режим работы передачи в расчетах на выносливость учитывается коэффициентом режима нагрузки – Х, значения которого представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Значения коэффициента режима нагрузки
Режим нагрузки |
0 |
I |
II |
III |
IV |
V |
Х |
1 |
0,77 |
0,5 |
0,5 |
0,42 |
0,31 |
2.4 Число циклов перемены напряжений
2.4.1 Число циклов перемены напряжений, соответствующее длительному пределу контактной и изгибной выносливости
Число циклов перемены напряжений, соответствующее длительному пределу контактной и изгибной выносливости обозначается соответственно NHG и NFG. Число циклов перемены напряжений, соответствующее длительному пределу контактной выносливости NHG зависит от средней твердости по Бринелю активных поверхностей зубьев НВср (для нормализованных и улучшенных сталей) или по Роквеллу HRCЭ ср (для закаленных, цементированных, цианированных и азотированных поверхностей зубьев стальных зубчатых колес).
При расчете передачи на контактную выносливость значения чисел циклов NHG для колес, выполненных из стали следует определить по формуле:
NHG = 30×(НВср)2,4 – для колес, выполненных из материала с твердостью рабочих поверхностей зубьев менее НВ350 (первой группы),
NHG =340 × (HRCЭ ср)3,15 + 8 × 106 – для колес, выполненных из материала с твердостью рабочих поверхностей зубьев более НВ350 (второй группы).
Значения НВср и HRCЭ ср определяются как среднее арифметическое интервала твердости зубьев шестерни и колеса, которые представлены в таблице А.1:
или .
При расчете передачи на изгибную выносливость принимают значение NFG = 4×106 независимо от твердости материала колеса [1, c.27].
2.4.2 Суммарное число циклов перемены напряжений N∑
Суммарное число циклов перемены напряжений для шестерни и колеса соответственно определяется:
; ;
где - суммарное время работы передачи, час;
n1 , n2 – частота вращения шестерни и колеса, об/мин;
- число вхождений в зацепление зубьев рассчитываемого колеса за один оборот (число зацепляющихся с данным колесом других зубчатых колес).
2.5 Допускаемые напряжения [σ]H , [σ]F
2.5.1 При расчете на контактную выносливость
Допускаемые контактные напряжения предварительно рассчитываются отдельно для материала шестерни и колеса по формуле:
, где SH – коэффициент безопасности при расчете на контактную прочность:
SH = 1,1 – для материалов колес первой группы,
SH = 1,2 – для материалов колес второй группы;
ОН – длительный предел контактной выносливости:
= 2×НВср + 70 – для материалов колес первой группы, МПа;
= 17×HRCЭ ср+200 – для материалов колес второй группы при поверхностной и объемной закалке, МПа;
ОН = 23×HRCЭ ср– для материалов колес второй группы при цементации и нитроцементации, МПа;
ОН =1050 МПа –для материалов колес второй группы при азотировании.
Для колес с прямыми зубьями, расчетное допускаемое напряжение []Н следует принимать для более слабого (лимитирующего) колеса. При термической обработке улучшение обычно лимитирует материал колеса, т.е.
H=Hmin=H2.
Для колес с круговыми зубьями
Н = 0,45 (Н1 + Н2) ≤ ,15Н2, если НВ2 < НВ1.
2.5.2 При расчете на изгибную выносливость
, МПа, где OF – длительный предел изгибной выносливости:
OF = 1,8×НВср – для материалов колес первой группы, МПа;
OF = 600–700 МПа – для материалов колес второй группы при закалке ТВЧ по контуру зубьев;
OF = 500–600 МПа – для материалов колес второй группы при сквозной закалке ТВЧ (модуль передачи m<3 мм);
OF = 750–950 МПа – для материалов колес второй группы при цементации;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.