Методические указания по расчету закрытых передач для студентов инженерно-технических специальностей в курсовых и дипломных проектах, страница 3

2.3 Режимы работы передачи

На основе статистической обработки реальных условий работы современных машин в качестве расчетных приняты шесть типовых режимов работы передач [3, с.12]: 0 – постоянный; I – тяжелый; II – средний равновероятный; III – средний нормальный; IV – легкий; V -  особо легкий.

          Режим работы передачи в расчетах на выносливость учитывается коэффициентом режима нагрузки – Х, значения которого представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Значения коэффициента режима нагрузки

Режим  нагрузки

0

I

II

III

IV

V

Х

1

0,77

0,5

0,5

0,42

0,31

            2.4 Число циклов перемены напряжений

2.4.1 Число циклов перемены напряжений, соответствующее длительному пределу контактной и изгибной выносливости

Число циклов перемены напряжений, соответствующее длительному пределу контактной и изгибной выносливости обозначается соответственно NHG и NFG. Число циклов перемены напряжений, соответствующее длительному пределу контактной выносливости NHG зависит от средней твердости по Бринелю активных поверхностей зубьев НВср (для нормализованных и       улучшенных     сталей)     или по Роквеллу HRCЭ ср (для закаленных,  цементированных, цианированных и азотированных  поверхностей зубьев стальных зубчатых колес).

При расчете передачи на контактную выносливость значения чисел циклов NHG для колес, выполненных из стали следует определить по формуле:

NHG = 30×(НВср)2,4 – для колес, выполненных из материала с твердостью рабочих поверхностей зубьев менее НВ350 (первой группы),

NHG =340 × (HRCЭ ср)3,15 + 8 × 106 – для колес, выполненных из материала с твердостью рабочих поверхностей зубьев более НВ350 (второй группы).

Значения НВср и HRCЭ ср определяются как среднее арифметическое интервала твердости зубьев шестерни и колеса, которые представлены   в таблице А.1:

 или  .

При расчете передачи на изгибную выносливость принимают значение NFG = 4×106 независимо от твердости материала  колеса [1, c.27].

2.4.2 Суммарное число циклов перемены напряжений N

Суммарное число циклов перемены напряжений  для шестерни  и колеса  соответственно определяется:

;        ;

где    - суммарное время работы передачи, час;

n1 , n2 – частота вращения шестерни и колеса, об/мин;

 - число вхождений в зацепление зубьев рассчитываемого колеса за один оборот (число зацепляющихся с данным колесом других зубчатых колес).

           2.5 Допускаемые напряжения [σ]H , [σ]F

2.5.1 При расчете на контактную выносливость

Допускаемые контактные напряжения предварительно рассчитываются отдельно для материала шестерни и колеса по формуле:

,   где SH – коэффициент безопасности при расчете на контактную прочность:

SH = 1,1 – для материалов колес первой группы,

SH = 1,2 – для материалов колес второй группы;

ОН – длительный предел контактной выносливости:

 = 2×НВср + 70 – для материалов колес первой группы, МПа;

= 17×HRCЭ ср+200 – для    материалов  колес  второй группы при поверхностной и объемной закалке, МПа;

ОН = 23×HRCЭ ср– для    материалов  колес  второй группы при цементации и нитроцементации, МПа;

ОН =1050 МПа –для    материалов  колес  второй группы при азотировании.

Для колес с прямыми зубьями, расчетное допускаемое напряжение []Н следует принимать для более слабого (лимитирующего) колеса. При термической обработке улучшение обычно лимитирует материал колеса, т.е.

H=Hmin=H2.

Для колес с круговыми зубьями

Н = 0,45 (Н1 + Н2) ≤  ,15Н2, если НВ2 < НВ1.

2.5.2  При расчете на изгибную выносливость

, МПа, где OF – длительный предел изгибной выносливости:

OF = 1,8×НВср – для материалов колес первой группы, МПа;

OF =  600–700 МПа – для материалов колес второй группы при закалке ТВЧ по контуру зубьев;

OF =  500–600 МПа – для материалов колес второй группы при сквозной закалке ТВЧ (модуль передачи m<3 мм);

OF =  750–950 МПа – для материалов колес второй группы при цементации;