2.3 Режимы работы передачи
На основе статистической обработки реальных условий работы современных машин в качестве расчетных приняты шесть типовых режимов работы передач [3, с.12]: 0 – постоянный; I – тяжелый; II – средний равновероятный; III – средний нормальный; IV – легкий; V - особо легкий.
Режим работы передачи в расчетах на выносливость учитывается коэффициентом режима нагрузки – Х, значения которого представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Значения коэффициента режима нагрузки
| Режим нагрузки | 0 | I | II | III | IV | V | 
| Х | 1 | 0,77 | 0,5 | 0,5 | 0,42 | 0,31 | 
2.4 Число циклов перемены напряжений
2.4.1 Число циклов перемены напряжений, соответствующее длительному пределу контактной и изгибной выносливости
Число циклов перемены напряжений, соответствующее длительному пределу контактной и изгибной выносливости обозначается соответственно NHG и NFG. Число циклов перемены напряжений, соответствующее длительному пределу контактной выносливости NHG зависит от средней твердости по Бринелю активных поверхностей зубьев НВср (для нормализованных и улучшенных сталей) или по Роквеллу HRCЭ ср (для закаленных, цементированных, цианированных и азотированных поверхностей зубьев стальных зубчатых колес).
При расчете передачи на контактную выносливость значения чисел циклов NHG для колес, выполненных из стали следует определить по формуле:
NHG = 30×(НВср)2,4 – для колес, выполненных из материала с твердостью рабочих поверхностей зубьев менее НВ350 (первой группы),
NHG =340 × (HRCЭ ср)3,15 + 8 × 106 – для колес, выполненных из материала с твердостью рабочих поверхностей зубьев более НВ350 (второй группы).
Значения НВср и HRCЭ ср определяются как среднее арифметическое интервала твердости зубьев шестерни и колеса, которые представлены в таблице А.1:
 или
 или 
 .
.
При расчете передачи на изгибную выносливость принимают значение NFG = 4×106 независимо от твердости материала колеса [1, c.27].
2.4.2 Суммарное число циклов перемены напряжений N∑
Суммарное
число циклов перемены напряжений  для шестерни  и колеса
 и колеса  соответственно
определяется:
 соответственно
определяется:

 ;
;        
 ;
;
где   - суммарное время
работы передачи, час;
  - суммарное время
работы передачи, час;
n1 , n2 – частота вращения шестерни и колеса, об/мин;
 - число вхождений в
зацепление зубьев рассчитываемого колеса за один оборот (число зацепляющихся с
данным колесом других зубчатых колес).
 - число вхождений в
зацепление зубьев рассчитываемого колеса за один оборот (число зацепляющихся с
данным колесом других зубчатых колес).
2.5 Допускаемые напряжения [σ]H , [σ]F
2.5.1 При расчете на контактную выносливость
Допускаемые контактные напряжения предварительно рассчитываются отдельно для материала шестерни и колеса по формуле:
 ,    где SH – коэффициент безопасности при расчете на контактную
прочность:
,    где SH – коэффициент безопасности при расчете на контактную
прочность:
SH = 1,1 – для материалов колес первой группы,
SH = 1,2 – для материалов колес второй группы;
 ОН –
длительный предел контактной выносливости:
ОН –
длительный предел контактной выносливости:
 = 2×НВср + 70 – для материалов колес первой группы, МПа;
 = 2×НВср + 70 – для материалов колес первой группы, МПа;
 = 17×HRCЭ ср+200 – для    материалов  колес  второй группы при
поверхностной и объемной закалке, МПа;
= 17×HRCЭ ср+200 – для    материалов  колес  второй группы при
поверхностной и объемной закалке, МПа;
 ОН = 23×HRCЭ ср– для    материалов  колес  второй группы при
цементации и нитроцементации, МПа;
ОН = 23×HRCЭ ср– для    материалов  колес  второй группы при
цементации и нитроцементации, МПа;
 ОН =1050
МПа –для    материалов  колес  второй группы при азотировании.
ОН =1050
МПа –для    материалов  колес  второй группы при азотировании.
Для колес с прямыми зубьями, расчетное
допускаемое напряжение [ ]Н следует принимать для более слабого
(лимитирующего) колеса. При термической обработке улучшение обычно лимитирует
материал колеса, т.е.
]Н следует принимать для более слабого
(лимитирующего) колеса. При термической обработке улучшение обычно лимитирует
материал колеса, т.е.
 H=
H= Hmin=
Hmin= H2.
H2.
Для колес с круговыми зубьями
 Н
= 0,45 (
Н
= 0,45 ( Н1 +
Н1 +  Н2) ≤  ,15
Н2) ≤  ,15 Н2, если НВ2
< НВ1.
Н2, если НВ2
< НВ1.
2.5.2 При расчете на изгибную выносливость
 , МПа, где
, МПа, где  OF –
длительный предел изгибной выносливости:
OF –
длительный предел изгибной выносливости:
 OF = 1,8×НВср – для материалов колес первой группы, МПа;
OF = 1,8×НВср – для материалов колес первой группы, МПа;
 OF = 
600–700 МПа – для материалов колес второй группы при закалке ТВЧ по контуру
зубьев;
OF = 
600–700 МПа – для материалов колес второй группы при закалке ТВЧ по контуру
зубьев;
 OF = 
500–600 МПа – для материалов колес второй группы при сквозной закалке ТВЧ
(модуль передачи m<3 мм);
OF = 
500–600 МПа – для материалов колес второй группы при сквозной закалке ТВЧ
(модуль передачи m<3 мм);
 OF = 
750–950 МПа – для материалов колес второй группы при цементации;
OF = 
750–950 МПа – для материалов колес второй группы при цементации;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.