Конические передачи с круговыми зубьями существенно меньше по габаритам (при одинаковой нагрузочной способности) по сравнению с коническими передачами с прямыми зубьями, менее чувствительны к нарушению точности взаимного расположения колес, работают более плавно, имеют меньший уровень шума, более технологичны. Их изготовление производится на специальных станках для нарезания и шлифования как в условиях массового, так и мелкосерийного производства. Но, с учетом сложности геометрии и связанной с этим высокой точности изготовления, конические передачи с круговыми зубьями рекомендуют применять в высокоскоростных (V > 3-4 м/с) конических передачах.
Конические передачи с тангенциальными зубьями в последнее время применяются редко, так как постепенно вытесняются коническими передачами с круговыми зубьями как более технологичными в изготовлении и эксплуатации.
В приложениях к указаниям приведены справочные данные, которые необходимы при выполнении расчетов, и дан пример расчета конической зубчатой передачи редуктора, в котором параллельно при одних и тех же исходных данных проектируются конические зубчатые передачи с прямыми и круговыми зубьями.
2 Общие сведения
2.1 Исходные данные
В качестве исходных данных выбирают значения мощностей, вращающих моментов, частот вращения на валах шестерни (ведущего звена в передаче) и колеса (ведомого звена в передаче) с учетом порядковых номеров валов привода, на которых находятся шестерня и колесо, принятых в кинематическом расчете.
Для простоты изложения материала в данных методических указаниях параметрам шестерни присвоен индекс «1», а параметрам колеса − индекс «2».
С учетом вышеизложенного, исходными данными для расчета являются:
- вращающий момент на валу шестерни Т1, Н×м;
- вращающий момент на валу колеса Т2, Н×м;
- частота вращения шестерни n1, об/мин;
- частота вращения колеса n2, об/мин;
- передаточное число передачи ;
- срок службы передачи Lh, час;
- типовой режим нагрузки передачи.
Параметры электродвигателя привода:
- номинальная мощность , кВт;
- расчетная (требуемая) мощность (по кинематическому расчету) , кВт;
- отношение максимального (пускового) момента к номинальному .
2.2 Выбор материала зубчатых колес
В зависимости от вида, назначения, условий эксплуатации и требований к габаритным размерам передачи, следует выбирать материал зубчатых колес с необходимой твердостью рабочих поверхностей зубьев и с соответствующим вариантом термической обработки [3, c.11, таб.2.1], [4, c.170-171, таб.8.7].
Основным материалом для большинства зубчатых колес, применяемых в машиностроении, являются термически обрабатываемые стали. В зависимости от твердости рабочих поверхностей зубьев после термообработки зубчатые колеса можно условно разделить на две группы:
1) прирабатываемые зубчатые колеса с твердостью рабочих поверхностей зубьев менее НВ350 – термообработка нормализация и улучшение;
2) не прирабатываемые зубчатые колеса с твердостью рабочих поверхностей зубьев более НВ350 – термообработка закалка, цементация, цианирование и азотирование.
При расчете зубчатых колес на контактную выносливость с твердостью НВ ≤ 350 среднюю твердость рабочих поверхностей зубьев шестерни НВ1ср и колеса НВ2ср для ускорения прирабатываемости, выравнивания долговечности и повышения сопротивления заеданию следует назначить из условия: НВ1ср= =НВ2ср+(20…50).
Для не прирабатываемых зубчатых колес с твердыми (НRCЭ1 и НRCЭ2 более HRCЭ40) рабочими поверхностями зубьев обоих колес обеспечивать разность твердости зубьев шестерни и колеса не требуется.
Для передач редукторов общего назначения, к габаритным размерам которых не предъявляют особых требований, следует применять материалы первой группы, зубчатые колеса из данных сталей дешевы в изготовлении и хорошо прирабатываются в процессе эксплуатации. Материалы второй группы применяют, как правило, только в ответственных механизмах с особыми требованиями к габаритам и массе. Характеристики механических свойств сталей, применяемых для зубчатых колес, приведены в таблице А.1.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.