Эксплуатационные свойства автомобиля. Расчет и построение внешней скоростной характеристики автомобильного двигателя, страница 3

Исходя из нагрузки на одно колесо, определенной по формуле (1.11) и максимальной скорости устанавливаем параметры шины 175/70 R13.

При расчетах радиус качения условно считаем равным статическому радиусу колеса, т.е.

.                               (1.13)

Для шины 165/80 R13  м.

По формуле (1.13)  м.

Передаточное число главной передачи определяется по формуле

,                    (1.14)

где - передаточное число коробки перемены передач на высшей передаче;

- передаточное число раздаточной коробки на высшей передаче.

На данном автомобиле высшей является прямая передача, поэтому

.

Т.к. на данном автомобиле отсутствует раздаточная коробка

 .

Тогда передаточное число главной передачи

Передаточное число коробки перемены передач на первой передаче  выбирается из двух условий:

а)  преодоление автомобилем максимального дорожного сопротивления  на первой передаче;

б)  отсутствие буксования ведущих колес.

Данные условия выполняются при соблюдении неравенства

,        (1.15)

где - максимальный крутящий момент двигателя, определяемый по      внешней скоростной характеристике, ;

- передаточное число раздаточной коробки на низшей ступени, при отсутствии раздаточной коробки принимается ;

- коэффициент сцепления колес с дорогой, принимаем равным .

По внешней скоростной характеристике максимальный крутящий момент

 .

По заданию максимальное сопротивление преодолеваемое автомобилем на первой передаче .

Тогда,

С другой стороны передаточное число должно обеспечивать минимальную устойчивую скорость движения, необходимую для маневрирования в стесненных условиях

,                     (1.16)

где - минимально устойчивые обороты коленчатого вала (по внешней скоростной характеристике), .

По внешней скоростной характеристике .

Минимально устойчивая скорость движения для легковых автомобилей должна быть равной 2,2…3,5 .

Передаточное число выбираем из получившегося по формуле (1.15) промежутка и принимаем равным .

Тогда по формуле (1.16) минимально устойчивая скорость движения

 

 значит передаточное число выбрано верно.

Одним из простейших способов выбора передаточных чисел промежуточных передач является выбор по геометрической прогрессии. Этот способ обеспечивает плавный переход с одной передачи на другую. В этом случае для коробки передач передаточные числа промежуточных передач определяются из выражения

,                           (1.17)

где  j- порядковый номер рассчитываемой передачи;

n- число ступеней коробки передач, не считая ускоряющую передачу, в нашем случае равняется 4.

Тогда,

,

,

.

2 Тягово-скоростные свойства автомобиля

2.1 динамический фактор и динамическая характеристика автомобиля

Окружная сила  и сила сопротивления воздуха  при заданной скорости движения зависят от конструкции автомобиля. Разность окружной силы и силы сопротивления воздуха составляют свободную силу тяги, которая может быть использована для преодоления сил сопротивления дороги и разгона автомобиля. Отношение свободной силы тяги к весу автомобиля называется динамическим фактором.

Динамический фактор – величина безразмерная. Поэтому он является обобщающим показателем, позволяющим не только оценить тяговые качества данного автомобиля, но и сравнить тяговые свойства автомобилей различных конструкций, независимо от их массы. Порядок расчета динамического фактора следующий.

1)  Используя данные внешней скоростной характеристики (,),  а так же установленные ранее значения  определяем величину тягового усилия на ведущих колесах для всех передач

.                    (2.1)

2)  Скорость движения автомобиля определяем по формуле

.                      (2.2)

3)  Величина силы сопротивления встречного потока воздуха

.                           (2.3)

4)  Рассчитываем значения динамического фактора груженого автомобиля

.                          (2.4)

По формуле (2.1) величина тягового усилия на ведущих колесах на первой передаче

 Н,

 Н,

 Н,

 Н,

 Н,

 Н.

По формуле (2.2) скорость движения автомобиля на первой передаче

 ,

 ,

 ,

 ,

 ,

 .

По формуле (2.3) величина силы сопротивления встречного потока воздуха на первой передаче

 Н,

 Н,

 Н,

 Н,

 Н,

 Н.