Административный процесс, страница 7

Преимуществом административного обжалования является то обстоятельство, что решения вышестоящих органов по жалобам на акты управления не могут быть оспорены нижестоящими органами. Иное противоречило бы принципу административной иерархии в государственном управлении и привело бы к его полной дезорганизации.

Необходимо дальнейшее совершенствование законодательства об административных правонарушениях путем внесения концептуальных изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Применительно к вопросам производства по делам об административных правонарушениях требуется более определенная регламентация порядка применения либо неприменения оснований для прекращения производства по делам об административных правонарушениях на стадиях возбуждения, рассмотрения и пересмотра дел об административных правонарушениях, а также более определенная регламентация порядка исполнения различных видов административных наказаний.

Было высказано предложение о необходимости введения института административного судопроизводства при рассмотрении судьями судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях.

Рассмотрение административных споров о законности актов управления в судах в настоящее время регламентируется Гражданским процессуальным кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Очевидна потребность развития самостоятельного вида административного судопроизводства, отличного от гражданского судопроизводства, и его отдельной кодификации в связи с особенностями судопроизводства по делам об административных спорах с органами публичной администрации и их должностными лицами.

Уже предпринимались попытки реализовать законодательные инициативы, связанные с принятием Кодекса административного судопроизводства РФ, но они так и не были доведены до конца. В России назрела необходимость концептуальной разработки, широкого общественного обсуждения и принятия Кодекса административного судопроизводства РФ. В нем должны быть предусмотрены полномочия суда по разъяснению, содействию в реализации и защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, которые являются заявителями по административным спорам о законности актов управления, а также активная роль суда в истребовании в органах государственного управления и исследовании доказательств по административным спорам.

Презумпции, установленные для защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, должны реально опровергаться административными органами в судебном процессе в рамках административного судопроизводства. Бремя доказывания законности актов управления в административном судопроизводстве должно реально возлагаться на административный орган. Заявитель несет бремя доказывания того обстоятельства, что акт управления затрагивает его права и законные интересы, т.е. нарушает либо создает препятствия для реализации им своих прав и законных интересов, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности либо ответственность. Нормативный правовой акт субъекта публичной администрации может быть признан недействующим, решение субъекта публичной администрации может быть признано недействительным, а его действие или бездействие - незаконным в рамках административного судопроизводства только при соблюдении двух условий одновременно: если они не соответствуют законодательству и затрагивают права и законные интересы заявителей.


3.  Виды административного процесса

Правоприменительный административный процесс на разрешение на основе соответствующих норм права конкретных жизненных ситуаций, в том числе юридических конфликтов в сфере исполнительной власти. Он включает следующие виды деятельности:

1) властно-организующую деятельность органов государственной власти в том числе органов исполнительной власти и должностных лиц;

2) деятельность физических и юридических лиц по реализации своих прав и законных интересов, а также по исполнению возложенных на них обязанностей в сфере государственного управления.