Административный процесс, страница 5

Из изложенного следует, что рассмотрение основных позиций относительно понятия и содержания административного процесса невозможно осуществить без изучения трудов ученых, заложивших теоретические основы рассматриваемого института, которые эволюционируют в сторону максимально достоверного соотнесения российской действительности с научным пониманием административного процесса.


2.  Проблемы и признаки понимания административного процесса

Тенденцией последнего времени стало широкое обсуждение вопросов совершенствования административно-процессуального законодательства, в т.ч. путем его кодификации, которое направлено на обеспечение надлежащих административно-правовых гарантий реализации правового статуса физических и юридических лиц.

Правовое регулирование административного процесса должно быть основано на серьезном концептуальном анализе, при этом следует учитывать особенности различных видов административного процесса и то обстоятельство, что административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Административный процесс в целом, так же как и материальное административное право, не может быть унифицирован и кодифицирован: его виды регламентируют разнородные общественные отношения, реализация которых преследует совершенно разные цели и задачи. [5]

В качестве принципов административной процедуры авторами концепции определены приоритет прав и свобод человека, законность и обоснованность, равенство всех перед законом и администрацией, доступность административных процедур, открытость административных процедур, соразмерность, экономия административных процедур, язык административных процедур.

Правовой статус заявителя определен в концепции Федерального закона об общей административной процедуре с учетом заинтересованности заявителя в принятии либо непринятии конкретного индивидуального административного акта или в совершении либо несовершении конкретных действий органом исполнительной власти.

При этом допускается рецепция гражданско-правового института представительства интересов заявителя.

Правовой статус субъекта публичной администрации определен авторами концепции на основе его предметной, территориальной, функциональной и процессуальной компетенции.

В качестве оснований для рассмотрения административного дела авторы концепции Федерального закона об общей административной процедуре выделяют такие виды обращений, как заявление, содержащее требование о принятии (издании) административного акта, либо заявление, содержащее требование о совершении действия, которые должны быть поданы правомочным субъектом в надлежащей правовой форме с представлением необходимых доказательств. По мнению авторов концепции, стадия собственно рассмотрения административного дела и принятия административного акта либо совершения действия должна быть урегулирована предлагаемым ими проектом Закона по возможности полно. Но в то же время они отмечают, что подробная детализация, отражающая специфику принятия управленческих решений либо совершения управленческих действий в отдельных сферах общественных отношений, может и должна стать предметом отдельных федеральных законов, принятых в развитие предлагаемого проекта Закона.

Авторы концепции обращают внимание на зарубежный опыт, где общим принципом административной процедуры является ее неформальность и осуществление ее наиболее простым и целесообразным способом, если иное специально не оговорено законом. Этот опыт вполне востребован в Российской Федерации с учетом конституционной гарантии как государственной защиты прав и свобод человека, так и реализации каждым общедозволительного порядка защиты своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ). Права и свободы человека являются непосредственно действующими, и именно они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).