Системный анализ вышеприведенных доводов свидетельствует о том, что реализация процессуальных прав и исполнение обязанностей не являются деятельностью только органов публичной власти.
В связи с этим административный процесс следует определить как нормативное регламентирование деятельности органов исполнительной власти, направленной на достижение соответствующего материально-правового результата.
В концепции системы (структуры) административного процесса четко разграничены его составляющие части по двум основаниям:
1) выделены границы административных процедур и административной юрисдикции в зависимости от правовых форм реализации исполнительной власти (в целом органов публичной власти). В случае правотворчества и позитивной формы правоприменения органы публичной власти осуществляют ведомственную правотворческую деятельность (например, разрабатывают административные регламенты, издают нормативные акты управления), оказывают публичные услуги или выполняют иные функции (издают индивидуальные акты управления, контрольно-надзорные, регистрационные, лицензионные и др.), используя административные процедуры. Правоохранительные формы правоприменения реализуются только при возникновении спора или нарушении норм права путем административно-юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти и иных уполномоченных органов (их должностных лиц), осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, производство по жалобам, дисциплинарное производство и др.;
2) выделены границы административной юрисдикции и административной юстиции. Административная юрисдикция разграничивается с административной юстицией в зависимости от субъектов, их осуществляющих. Если административная юрисдикция представляет собой деятельность публичных органов во внесудебном или досудебном порядке, то административная юстиция - это осуществление правосудия главным образом по делам об административных правонарушениях и осуществление судебного контроля за законностью нормативных и ненормативных правовых актов, принимаемых органами публичной власти и их должностными лицами.[4]
Рассматриваемый объединенный подход к определению административного процесса предопределил распространенность в научной и учебной литературе мнения о том, что в современном административном процессуальном праве можно обосновать множество видов административных процессов. Можно сделать вывод о том, что в систему административного процесса включаются своего рода мини-административные процессы, которые возникают в различных областях функционирования административных органов и обусловлены особенностями разрешаемых в этих сферах конкретных вопросов. Следовательно, административные процессы находятся в системе соответствующих сфер государственного управления, например, в государственной службе, в области осуществления контроля и административного надзора, при исполнении установленных государственных функций, в производстве по делам об административных правонарушениях, в производстве по делам о поощрении государственных служащих, в регистрационных правоотношениях.
Поскольку точки зрения ученых не совпадают в определении как характера деятельности, которую опосредует административный процесс, так и перечня властных субъектов, использующих нормы этого процесса в правоприменительной деятельности, то, вероятно, ни одна из приведенных позиций не может быть признана в полной мере убедительной и обоснованной.
Действительность заставляет задуматься над новыми подходами к пониманию административного процесса. Очевидно, что необходимо учитывать формирование в России правового государства, совершенствование государственного управления, проводимые в нашей стране судебную, административную и иные реформы. Эти факторы, несомненно, накладывают отпечаток на содержание исполнительно-распорядительной деятельности в системе сдержек и противовесов, сформировавшейся в связи с разделением государственной власти (ст. 10 Конституции Российской Федерации).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.