Административный процесс, страница 6

В зависимости от сочетаний запретов и дозволений в праве различаются два основных типа регулирования:

а) общедозволительное, т.е. такое, в основе которого находится общее дозволение и которое потому строится по принципу "дозволено все, кроме...", а значит, лица при таком порядке в принципе вправе совершать любые действия, лишь бы они не попадали в разряд запрещенных, т.е. тех, которые прямо запрещены законом;

б) разрешительное, т.е. такое, в основе которого лежит общий запрет и которое потому строится по принципу "запрещено все, кроме.", а значит, лица вправе совершать только действия, разрешенные в нормах.[6]

Административные процедуры находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов, регулируются главным и детальным образом на подзаконном уровне в административных регламентах органов исполнительной власти. Они не связаны с рассмотрением административного спора или с применением мер административного принуждения, поэтому их реализация не требует установления процессуальных гарантий только на уровне федерального закона. Административные процедуры направлены на предотвращение административных споров и предупреждение обстоятельств, которые являются основаниями для применения мер административного принуждения. Поэтому полагаем, что в Федеральном законе об административной процедуре, который необходимо принять, могут быть установлены только основы административных процедур с детальным их регулированием в специальных федеральных законах, законах субъектов РФ и административных регламентах органов исполнительной власти, учитывающих функциональные, отраслевые, региональные и ведомственные особенности различных административных процедур. Установление полномочий субъектов РФ и муниципальных образований по правовому регулированию административных процедур допустимо и должно быть достаточно для эффективной реализации прав и исполнения обязанностей физических и юридических лиц в их правоотношениях с органами исполнительной власти субъектов РФ и исполнительными органами местного самоуправления.

При правовой регламентации административных процедур следует руководствоваться предусмотренным в Конституции РФ приоритетом прав и свобод человека и гражданина. Исходя из этого, правовой статус человека и гражданина и какие-либо его ограничения должны быть определены и закреплены надлежащим образом на уровне федерального закона, т.к. основным критерием эффективности деятельности всего государственного аппарата является реализация установленного законодательством правового статуса человека и гражданина. Полномочия должностных лиц органов исполнительной власти ограничены пределами административных регламентов. С административными регламентами должны быть ознакомлены физические и юридические лица, во взаимоотношениях с которыми они применяются. Административные процедуры субъектов публичной администрации, не предусмотренные административными регламентами и противоречащие законодательству, не допустимы во взаимоотношениях органов исполнительной власти с физическими и юридическими лицами.

В административном порядке обжалования необходимо учитывать, что вышестоящий орган в рамках ведомственного контроля как по собственной инициативе, так и по обращению любого лица в любой форме может отменить любое решение, прекратить любое действие либо бездействие нижестоящего органа с восстановлением нарушенного положения как по мотивам незаконности, так и нецелесообразности акта управления. Поэтому для обращения в вышестоящий орган с жалобой на акт нижестоящего органа лицу нет необходимости обосновывать, каким образом обжалуемый акт затрагивает его права и законные интересы. Правом на административное обжалование акта управления в вышестоящий орган может воспользоваться любое лицо, которое посчитает незаконным либо нецелесообразным любой акт нижестоящего органа.