Судебный контроль за деятельностью органов государственного управления и возможность обращения за судебной защитой в случае нарушения субъективных публичных прав лица, вовлеченного в публично-правовую сферу, вытекает из конституционного права на обжалование действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, установленного ч. 2 ст. 46 Конституции РФ.
Именно судебная власть, независимая и беспристрастная по своей природе, играет решающую роль в государственной защите прав и свобод человека и гражданина, и именно суд окончательно разрешает спор о праве, чем предопределяется значение судебных решений как государственных правовых актов, выносимых именем Российской Федерации и имеющих общеобязательный характер.
Органы судебной власти в силу Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов наделены полномочиями по осуществлению судебного контроля за деятельностью органов государственного управления при принятии ими юридически значимых решений путем разрешения публично-правовых споров.
Публично-правовые споры, подлежащие рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, могут носить как индивидуальный характер, так и иметь значение для широкого круга лиц, в т. ч. и неопределенного круга лиц.
Полномочиями по осуществлению правосудия посредством административного судопроизводства в соответствии с действующим законодательством наделены: система федеральных арбитражных судов и система судов общей юрисдикции.
Таким образом, организационная, процедурно-процессуальная, нормативно-правовая составляющая административной юстиции представляется достаточно неоднородной.
Организационная составляющая административной юстиции, представляя собой систему органов, наделенных полномочиями по рассмотрению споров в сфере публичного управления, включает в себя как органы исполнительной власти, так и судебные органы.
Процедурно-процессуальная составляющая раскрывает порядок рассмотрения управленческих споров уполномоченными органами, его процессуальную форму или административное производство.
Нормативно-правовая составляющая устанавливает формы и средства организации и функционирования юрисдикционных органов, наделенных полномочиями по рассмотрению управленческих споров.
Однако, несмотря на различия и специфику осуществляемых функций органов государственного управления и судебных органов, целью административной юстиции является отстаивание общественных интересов, воплощенных в государственной воле, в целях всеобщего блага.
Таким образом, административная юстиция как способ организации административно-правовой защиты имеет двойственное значение:
- субъективное, т. к., отменяя или признавая незаконным акт госоргана, суд защищает и восстанавливает нарушенное субъективное публичное право конкретного гражданина или организации;
- объективное, т. к. суд восстанавливает объективный правопорядок в государстве.
Значение административной юстиции состоит в урегулировании социальных процессов в обществе посредством выполнения функций, возложенных на органы, образовывающих ее систему.[11]
Заключение
Административный процесс – это совокупность действий, совершаемых исполнительными органами для реализации возложенных на них задач и функций.
Принципами административного процесса являются: принцип законности, принцип объективной истины, принцип равенства граждан перед законом и органом, решающим дело, принцип гласности, принцип национального языка, принцип оперативности, принцип экономичности, принцип ответственности за ненадлежащее ведение процесса.
Участники административного процесса — это лица, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.
Административная правосубъектность включает в себя: правоспособность и дееспособность.
Правоспособность - это способность лица иметь, в силу административно-процессуальных норм, субъективные права и юридические обязанности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.